Четвертое по счету заседание по «газовому» делу Юлия Тимошенко начала уже традиционно - отказом встать перед судом и назвать свое имя. Объяснила эмоционально - мол, без реформы суда доверия к системе нет.
- Это вы только что заявили, что всем жителям Украины предлагаете относиться к суду с неуважением? - с вызовом вскинул голову судья Родион Киреев.
- Вовсе нет. Обычный человек лишен возможности не встать перед судом, он все вынужден делать посредством взяток, - спокойно ответила Тимошенко.
«Неуважение… нарушение Конституции…» - пробормотал в ответ Киреев. В подобных ситуациях за начальницу всегда вступался защитник экс-премьера Сергей Власенко. Присутствующие начали искать его глазами, но юриста рядом не оказалось. Как пояснил «КП» один из депутатов от «Батьківщини», накануне тот отбыл в загранкомандировку - по приглашению аудиторской компании «BBDO», проводившей проверку деятельности правительства Тимошенко. Там ему должны вручить документы, якобы свидетельствующие о невиновности Леди Ю.
Вместо Власенко рядом с экс-премьером сидел молодой юрист Николай Титаренко, накануне вступивший в права защитника. Тут же выяснилось, что его трудоустройство не прошло безоблачно.
- О привлечении меня в качестве защитника я узнал 29-го числа. Причем из сообщений в СМИ. И, как только узнал, сразу явился в суд. Но судьи на месте не было! Я вас до четырех вечера прождал, - с ноткой обиды в голосе произнес он. - Принес ходатайство, чтобы мне позволили ознакомиться с материалами дела…
Родион Киреев склонил голову.
- Разве вам не присылали повестки?
- Прислали. Одну-единственную. О том, что заседание проходит в понедельник. А раньше никаких документов я вообще не получал, - гнул свою линию Титаренко.
- А не потому ли не получали, что оставили суду только свой абонентский ящик? Вы его вообще часто проверяете? - в голосе судьи прозвучали победные нотки.
- Каждый день получаю оттуда информацию, - новый адвокат Тимошенко явно сдавал позиции.
- Мы вам и телефонограммы отправили, и письма. А знаете, почему судьи не было 29-го числа? Потому что он в этот момент вел заседание в этом здании! - судья торжествующе откинулся в кресле, победив в словесной дуэли.
Когда встал вопрос о времени на изучение документов, адвокат попросил у суда целый месяц. Это вполне адекватный срок, учитывая, что в обвинительном постановлении - 4 тысячи страниц печатного текста.
- Суд обязан выделить защитнику время. Это записано в Уголовно-процессуальном кодексе, - поддержала Тимошенко своего юриста. В ее строгих окулярах без оправы заиграли недобрые огоньки.
Судья на выпад Юлии Владимировны буквально взорвался:
- Вы находитесь в суде! И говорите по сути, подсудимая!
- Я считаю, что я - по сути, - тихо добавила Тимошенко, потупив взгляд.
Родион Киреев подумал и вынес решение, частично удовлетворив ходатайство адвоката. Но дал ему не месяц на ознакомление, а всего полтора дня. Следующее заседание состоится уже в среду, а до тех пор у юриста оставалось ровно 45 часов - достаточный срок для изучения. Если читать… по 88 страниц дела в час.
КОМПЕТЕНТНО
Правозащитник: «Тимошенко могут выдворить из зала»
- В УПК не прописано, сколько времени судья должен предоставить адвокату на чтение дела. Но этот срок должен быть разумным. Полтора дня на 4 тысячи страниц - очень мало. Суд фактически нарушает право Тимошенко на защиту, - считает председатель правления Украинского Хельсинского союза по правам человека Аркадий Бущенко. - Что касается поведения обвиняемой, мне трудно говорить, почему она так действует. Суд может принять неприятное для нее решение - постановление о неуважении к суду. И привлечь к административной ответственности либо… просто выдворить с заседания.