У украинцев, живущих в больших городах, настроение ухудшается

А у жителей небольших городов и сел - улучшается.

Фото с сайта fotoart.org.ua.

В мае 2011 года потребительские настроения украинцев улучшились: индекс потребительских настроений (ИПН) вырос на 6,1 пункта и составил 73,9. (см. Справка «КП»). Об этом свидетельствуют данные ежемесячного исследования, предоставленные «Комсомолке» компанией GfK Ukraine.
 
В мае были зафиксированы следующие ключевые тенденции:
 
- общее улучшение потребительских настроений произошло в первую очередь за счет лучших экономических ожиданий и позитивного настроя по поводу динамики безработицы. При этом инфляционные ожидания остаются на достаточно высоком уровне.
 
- улучшение ИПН произошло за счет групп населения с доходом средним и выше среднего, тогда как настроение неимущих граждан ухудшилось
 
- наибольшее улучшение ИПН зафиксировано а небольших городах и селах с одновременным ухудшением в больших городах.
 
Оценка текущего состояния улучшилась на 3,6 пункта до значения 67,7. Составляющие этого индекса изменились следующим образом: 
 
- индекс текущего личного материального состояния остался практически без изменений (64,3),
 
- индекс целесообразности совершать крупные покупки вырос на 6,7 пункта - до значения 71,1.
 
Ожидания относительно развития экономики выросли на 7,8 пункта до значения 78. Составляющие этого индекса изменились следующим образом:
 
- индекс ожидаемых изменений личного материального состояния вырос на 1,6 пункта до значения 78,8,
 
- индекс ожидаемого развития экономики страны на протяжении года вырос на 11,6 пункта до значения 73,1,
 
- индекс ожидаемого развития экономки страны в течение ближайших пяти лет улучшился на 10,2 пункта до значения 82,2.
 
В мае улучшились ожидания украинцев относительно динамики безработицы: соответствующий индекс составлял 136,5, что на 3,4 пункта меньше, чем в апреле. Инфляционные ожидания остаются на достаточно высоком уровне: их значение составляет 190,3, что на 4,3 пункта меньше апрельского показателя.
 
- Высокие темпы экономического роста при сохранении инфляционного давления привели к большему расслоению граждан по их потребительским настроениям, - считают аналитики GfK Ukraine. – Жесткая бюджетная политика и рост цен ухудшили финансовое состояние бюджетников и пенсионеров, тогда как работники в частном секторе смогли частично компенсировать ценовое давление за счет больших доходов. Рост цен на продовольствие также приводит к выравниванию настроений между теми, кто «ближе к земле» и жителями больших городов.
 
СПРАВКА «КП»
 
Как вычисляется ИПН
 
В исследовании компании GfK Ukraine и Международного центра перспективных исследований участвуют 1000 человек в возрасте 15-59 лет, поскольку именно эта возрастная категория составляет 61,3% всего населения Украины и является наиболее активной частью потребителей. Чтобы вычислить значение индекса, от количества позитивных ответов отнимают количество негативных и к этой разнице добавляют 100, во избежание появления отрицательных величин. Таким образом, значение каждого индекса может меняться от 0 до 200. Значение 200 соответствует случаю, когда абсолютно все опрошенные позитивно оценивают экономическую ситуацию. Значение 100 означает, что число позитивных и негативных оценок одинаковое, а индекс менее 100 указывает на то, что в обществе преобладают негативные настроения.