Людей погубили ошибка пилота, сломанные приборы или туман

В Петрозаводске скончалась 45-я жертва крушения - 10-летний Антон Терехин. За жизнь еще семи выживших борются врачи.

Разбившемуся самолету было больше 30 лет.

Вчера в Карелии объявили трехдневный траур по погибшим в страшной авиакатастрофе под Петрозаводском. С места крушения Ту-134 убрали тела всех жертв. В город съехались их родственники - для опознания. Тела людей сильно обгорели, некоторые до неузнаваемости. Возле морга в Петрозаводске, куда свезли останки, постоянно дежурит группа психологов МЧС. К ним за помощью обратились 60 человек. Среди них не только родные погибших, но и очевидцы катастрофы. Те, кто, рискуя собой, бросился спасать чужие жизни, теперь не могут уснуть без успокоительного.

«АНТОН НЕ ХОТЕЛ ПЕРЕЕЗЖАТЬ 
В ПЕТРОЗАВОДСК»

Крушение произошло в ночь с понедельника на вторник. При снижении Ту-134 авиакомпании «РусЭйр» зацепил сначала провода, обесточив взлетно-посадочную полосу, затем - столб, потом - верхушки деревьев. Самолет увело в сторону от полосы, и он совершил жесткую посадку на автотрассу. От удара фюзеляж разрушился и начался пожар. На борту было 52 человека. Спастись удалось немногим. Среди погибших - двое граждан Украины: вице-президент харьковского банка Ваграм Симоньян и его подруга 22-летняя Кристина Онищенко. По словам их знакомых, тем рейсом они летели в рабочую поездку. Сообщалось также, что среди выживших - двое украинских детей: 10-летний Антон и 14-летняя Оксана Терехины, чья мама Марина, увы, погибла. Однако позже выяснилось, что женщина много лет назад уехала из Киева. Жила с мужем в Южно-Сахалинске. Но недавно развелась и собиралась переехать в Петрозаводск. Чтобы посмотреть город, в котором ей предстояло  жить, женщина отправилась туда вместе с детьми.  За жизнь мальчика врачи боролись почти сутки. Но, к сожалению, спасти Антона не удалось.

- У него были сломаны обе ноги, многочисленные разрывы внутренних органов, сильные ожоги. И с момента крушения лайнера он находился в критическом состоянии - между жизнью и смертью, - рассказали родственники семьи. - Его отец, Алексей, улетел в Москву к дочке Анастасии, не зная, что сын умер...

- Он был очень воспитанным мальчиком, папа ведь военный, и он тянулся, старался подражать, - рассказывают друзья Алексея. - Мечтал попасть на зимнюю Олимпиаду в Сочи - они с папой ходили на лыжах, стреляли в тире. Иногда все мишени сбивали, кучу мягких игрушек домой уносили. Несмотря на то что Алексей развелся с женой три года назад, с детьми он виделся каждые выходные - то на лыжню все, летом - на море. На утренние пробежки вместе выходили.

Когда в семье зашла речь о переезде в Петрозаводск, Антон запротестовал.

- Он мечтал стать пограничником, как его отец, и когда речь заходила о переезде, он замыкался. Не хотел он уезжать! - всхлипывает учительница. - А теперь уже ничего не изменишь.

Сестра Антона, как и другие выжившие, сейчас в тяжелом, но стабильном состоянии.

«ЭТО МОЙ ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЕТ...»

Стюардесса Елена Ерофеева работала в компании «РусЭйр» два года. Параллельно училась на менеджера по туризму. Получив диплом, хотела бросить опасную работу. Увы, в отличие от коллеги Юлии Скворцовой (сейчас она в реанимации), спастись Лене не удалось.

Погибшая стюардесса Елена Ерофеева.

 

- Это должен был быть ее последний вылет! - говорит сестра девушки Анна. - Мы с ней созванивались накануне, она сказала, что приняла решение уйти из компании. 21 июня она хотела написать заявление об уходе. Но когда она говорила «последний полет», наверняка не подразумевала того, что может случиться. И мы сами тогда, конечно, не придали значения ее словам. А еще она уверяла нас, что самолеты Ту-134 не падают. Если бы знать, что все так обернется…

Кстати, вторую стюардессу, Юлию Скворцову, спасли случайные свидетели крушения - петрозаводцы Ксения и Виталий, которые в ту минуту ехали по трассе.

- В зеркало заднего вида я увидела большой оранжевый шар - пламя, - рассказала  Ксения. - Мы были в 200 метрах от места катастрофы. Самолет разваливался на части на наших глазах. Мы развернулись, подъехали к обломкам самолета и увидели людей, которые горели заживо. Пока бежали, слышали взрывы - я насчитала четыре. Видимо, одним из взрывов выбросило девушку, которая была жива и смогла назвать свое имя - Юля. В это же время Виталий сумел вытащить из огня мужчину.

ВЕРСИИ

Перед крушением пилот 
отдал штурвал помощнику?

- По факту ЧП уже возбуждено уголовное дело, - рассказал «КП» источник в Следственном комитете. - Две основные версии: ошибка пилота и неисправность приборов. Уже известно, что во время посадки командир экипажа доверил штурвал пилоту-помощнику. Почему командир самоустранился от управления, будем выяснять. Но и его помощник был в состоянии посадить борт - он довольно опытный специалист. Но на этот рейс будто свалились все 33 несчастья: был туман, огни на взлетно-посадочной полосе не горели. Плюс, по версии следствия, имелись технические проблемы с приборами. То есть пилот не мог ориентироваться ни по ним, ни по огням ВПП, а визуально определял курс. И, судя по всему, просчитался - неожиданно для него борт соприкоснулся с землей. Точно о причинах ЧП можно будет говорить только после расшифровки «черных ящиков» Ту-134 (оба бортовых самописца найдены целыми). Вероятно, ответственность за катастрофу понесет и хозяин авиакомпании «РусЭйр». Он должен был следить за системой поддержания летной годности самолетов и за тем, чтобы в компании работал профессиональный командный состав.

В некоторых интернетблогах появилась информация, что командир экипажа рухнувшего самолета Александр Федоров из вертолетчиков, и у него уже было несколько грубых посадок на Ту-134, после чего его хотели перевести во вторые пилоты. Но Федоров ушел в авиакомпанию «РусЛайн». Так это или нет, установит следствие.

Специалисты МАК (Межгосударственного авиационного комитета) приступили к изучению записей «черных ящиков».

- Механизмы не подверглись воздействию пожара и огнегасящих составов. Все данные магнитных лент бортовых регистраторов скопированы и в настоящее время изучаются на предмет качества и полноты зарегистрированной информации, - сказали в МАК. - Будет также детально изучена история самолета и подготовки экипажа, состояние аэропорта на момент событий.