Очевидцы крушения: «Горящие люди кричали, но мы 
не смогли вытащить всех»

Самолет упал в сотне метров от жилых домов. Михаил к ночи только добрался до телевизора, увалившись в кресло, щелкал пультом. Сначала даже не понял - в кино, что ли, взрыв так громко бахнул, то ли гром... Рванул к окну.

При ударе о землю «тушка» раскололась на несколько частей и загорелась. Фото: Тимур ХАНОВ

Михаил к ночи только добрался до телевизора, увалившись в кресло, щелкал пультом. Сначала даже не понял - в кино, что ли, взрыв так громко бахнул, то ли гром... Рванул к окну.

- Я даже до спальни добежать не успел, выводить хотел жену и сына, как совсем рядом что-то взорвалось так, что дом аж подбросило, - говорит, сбиваясь, Михаил. Руки у него до сих пор дрожат. - Семью во двор вывел... Было видно, что метрах в ста валяются обломки самолета, огонь. Какие-то куски железа мне весь огород разворотили. Люди там кричали. Соседи мужики туда уже бежали. Я тоже побежал. Вокруг обломки валялись, хвостовая часть - отдельно. Я вытащил женщину. С виду у нее травм не было, говорила она со мной нормально. Потом вернулся и взял на руки мужчину - вот он был весь в крови...

Первые сообщения о том, что пассажирский Ту-134 совершил под Петрозаводском жесткую посадку, появились около часа ночи по московскому времени. Потом по лентам информагентств полетели подробности: самолет рухнул прямо на дорогу, не дотянув до аэропорта около двух километров, работают спасатели, из Подмосковья в Карелию вылетел спецборт МЧС, выживших - всего восемь человек, погибших - больше сорока.


 
 

- Мы с товарищами вытащили женщину, но она уже была мертва. Потом нашли пилота. Пытались к фюзеляжу подобраться, но не смогли... Люди кричали: «Спасите! Помогите!» Но там такое пламя было, - рассказывает местный житель Евгений Ковалев. - Видел, что с другой стороны дороги людей спасали другие наши соседи, они и ребенка успели из огня вытащить. А потом огонь усилился, жар был такой, что не подступить.

Корреспонденты «Комсомолки» прибыли на место трагедии через час после катастрофы. Около упавшей «тушки» уже работали спасатели и пожарные (первые эмчеэсовцы прибыли уже через 7 минут после звонков местных жителей), спецтехника. Было видно, что упавший самолет буквально взрыл около двадцати метров асфальта трассы Петрозаводск - Суоярви. До жилых домов оставалось не более ста метров...

- Это было очень страшно, - признался замначальника караула пожарной части Иван Архипов. - Зрелище было жутким, что-то постоянно взрывалось, но с пожаром мы справились за тридцать минут.

Весь день накануне и до раннего утра в Карелии шел проливной дождь, ночью был туман. Первые версии, неофициально озвученные работавшими на месте крушения эмчеэсовцами, - борту не хватило керосина. Потом начали говорить, что пилоты могли принять огни автотрассы за взлетно-посадочную полосу. Строили свои версии и местные жители. Один из них, Владимир Лебедев, рассказал нам:

- Я работал лесником, разбираюсь в деревьях. На месте аварии деревья сломаны очень резко, то есть самолет падал под углом 45 градусов. Представьте, какой силы был удар...

http://kp.ua/player/flowplayer.swf

Позже появилась информация, что самолет зацепился за линию электропередачи. Но мы видели сами - ЛЭП не пострадала. Версию, что взлетно-посадочная полоса не горела и самолет садился вслепую, никто официально не комментирует.

Около 3 часов ночи представитель карельского МЧС сообщил, что шестерых выживших отвезли в Республиканскую больницу Карелии, еще одного - в больницу скорой помощи, 10-летнего мальчика из Южно-Сахалинска - в Детскую республиканскую больницу, где ему уже сделали несколько операций. Глава Карелии Андрей Нелидов заявил, что семьям погибших выплатят по 1 миллиону рублей (около 250 тыс. грн.), по 500 тысяч (около 125 тыс. грн.) - родным раненых.

К утру тучи разошлись. На перекрытую трассу машины не пускали. В том числе и те, которые спешили в аэропорт, к московскому утреннему рейсу. Люди бросали авто и топали пешком... Аэропорт «Бесовец» (название-то какое! Впрочем, ничего мистического - просто так называется деревня, рядом с которой он расположен) имеет двойное назначение: с давних времен взлетно-посадочную полосу делят военные и гражданские (здесь дислоцируется 159-й гвардейский истребительный полк, укомплектованный самолетами Су-27). Кстати, это первая серьезная катастрофа здесь. Лет десять назад под Бесовцом разбился Су-27, но тогда летчики сумели катапультироваться и остаться в живых.

 
 

КОММЕНТАРИИ АВИАТОРОВ

Олег СМИРНОВ, президент Фонда содействия развитию гражданской авиации, заслуженный пилот СССР: «Надо искать причины, почему экипаж действовал так странно»

- Могу предположить, что механизмы самолета, двигатели работали нормально, погода была приемлемой, но самолет допустил «ныряние» под глиссаду, то есть снизился до недозволительно малой высоты. И здесь надо искать, почему экипаж действовал так странно. Можно сказать, безграмотно. Существует абсолютно четкое и понятное правило для авиаций всех стран мира: если на высоте принятия решения (в данном случае она была равна 60 метрам) не установлен надежный контакт со взлетно-посадочной полосой, то экипаж обязан, без вариантов, дать взлетный режим двигателям, убрать шасси и уйти на второй круг. Почему это не было сделано, установит комиссия.

Валентин ДУДИН, эксперт по авиационной безопасности: «Сейчас в гражданской авиации на первом месте прибыль»

- Во многих авиакомпаниях летчиками командуют люди, не имеющие ни летного образования, ни летного опыта. И поэтому они жмут на пилотов: ах, вот ушел на запасной аэродром - это ведь лишнее израсходованное топливо. У меня много товарищей, летающих в гражданской авиации. Так им аккуратно говорят наедине: раз ты такой осторожный, тогда будешь ждать, когда твоя очередь придет. То есть заграничные хорошие полеты им уже не светят. Раньше в нашей гражданской авиации какие были принципы? Первое - безопасность. Второе - регулярность. Третье - эффективность. А сейчас об этих трех компонентах давно не вспоминают. Сейчас на первом месте прибыль.

 

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Потерпевший катастрофу самолет Ту-134АК (бортовой номер RA-65691) эксплуатировался с мая 1980 года. Первые четыре года летал в правительственном авиаотряде. Затем был передан в другие авиакомпании: с 1984-го - в Волгоградском отделении «Аэрофлота» и других частных компаниях. В 2001 году был передан в лизинг Чебоксарскому авиапредприятию, но в том же году лайнер вернули в «Авиалинии Татарстана», где он летал до 2009 года, а затем до марта 2011-го находился на хранении. Последнее место работы - авиакомпания «РусЭйр».

За 31 год эксплуатации лайнер налетал 40 тысяч часов, совершил 25 тысяч посадок.

Ту-134 - один из самых массовых пассажирских самолетов, собиравшихся в Советском Союзе. Всего с 1965 по 1984 год было построено 852 лайнера. 70 из них разбились.

Модификация Ту-134АК (как у разбившегося
в Карелии лайнера) отличалась салоном класса люкс и наличием второй двери со встроенным трапом. Выпускалась в основном для ВВС и правительственных перевозок.