Все началось с девальвации. Когда белорусский «зайчик» обесценился, автомобильное топливо стало стоить гораздо дешевле, чем в соседних странах. И предприимчивые белорусы решили подзаработать: заправлялись под завязку, приезжали, например, в Польшу или Литву, сливали горючее и подсчитывали прибыль. Некоторые за день по два раза умудрялись смотаться за рубеж и обратно!
- Мне знакомые механики помогли поменять бак на больший, - ласково поглаживает по капоту свой «Фольксваген» Сергей. - Сколько солярки мы в Литву отвезли.
Даже когда топливо подорожало на 30%, все равно из-за девальвированного рубля солярка стоила куда меньше, чем в соседних с Беларусью странах. Народ по-прежнему процветал.
Это ж дефицит будет! - испугалось белорусское правительство и ограничило вывоз топлива за границу. В постановлении правительства так четко и прописано: если пересечете границу чаще чем раз в пять дней, все топливо в баке обложим пошлиной.
- Да не практикует этого никто, просто заворачиваем водителей, если ездят чаще, чем раз в пять дней. Иначе это уже экспорт получается. Мы предлагаем им пересесть на поезд или автобус, - объясняют нам представители Брестской таможни.
- Мы не зверствуем, - объясняют на Гомельской таможне. - Даже внесли свои предложения правительству. Если часто мотаетесь за границу, заправляйтесь по минимуму, чтобы хватило до ближайшей заправки. Ведь есть масса жителей приграничных районов, которые ездят на дачи, к родственникам чуть ли не каждый день. Но эта альтернатива пока не утверждена.
Сейчас же на погранпереходах негодуют не только жители приграничья. Возмущаются и бизнесмены:
- Где это видано! Мне по делам надо в Польшу, бизнес горит. Я не солярочник, не спекулирую на разнице топливом. Бывает, позвонят поляки: срочно приезжай. Сел за руль - и полетел. А тут не пускают. Контракты срываются! А ведь я для страны валюту зарабатываю, - нервничает бизнесмен Павел.
Препятствовать работе бизнесменов таможенники вроде как и не собирались:
- Чтобы бизнесмену, часто бывающему в соседней стране, без проблем пересечь границу на своем авто, ему надо поставить трудовую визу. В этом случае он сможет ездить за рубеж хоть каждый день и с полным баком, - оправдываются таможенники.
- Если едет машина с минскими номерами, то ведь понятно, что минчане едут на отдых или по делам, а не вывозят топливо на экспорт. На них тоже действует это ограничение? - уточнили мы.
- Конечно, в постановлении не прописано, что это касается только автомобилей из приграничных территорий. Ограничение действует на всех. Исключение - дипломаты, консулы, госслужащие.
Чиновники не отрицают, что постановление вызывает много вопросов и требует дополнительных разъяснений. Автомобилисты же требуют одинакового действия правил на всех погранпереходах.