Украинский ученый с мировым именем стала инвалидом в Иордании

А ведь у герпетолога Татьяны Котенко, кандидата биологических наук из Института зоологии им. И.И. Шмальзаузена НАН Украины, была медицинская страховка. Но оказалось, что добиться помощи в экстренных ситуациях от наших страховщиков можно только с боем.

АВАРИЯ В ГОРАХ

61-летняя женщина готовилась к международной конференции. Обычно она изучает пресмыкающихся в Крыму. Но иногда приходится проводить исследования в местах обитания редких видов. Вот и теперь она собралась за новыми данными в Иорданию. 

Научная экспедиция шла к концу. Еще один переезд по иорданским дорогам - и можно собираться домой. Но на горном перевале арендованная машина закапризничала - заклинило рулевое управление. И автомобиль резко повело в сторону.

- Мамочка, ты только поправляйся, - все время твердит дочь Катя.

- Последнее, что я помню, - резкий скачок машины на обочину, - рассказывает Татьяна Ивановна. - Очнулась я, когда надо мной склонились спасатели.

Водителю повезло, он отделался ушибами и легким сотрясением мозга. А вот у Татьяны Котенко из-за прогрессирующего остеопороза было много травм: сломаны несколько ребер, кости плеча, раздроблено колено. Ассистанс (медслужба, которая на месте организует помощь пострадавшему, координирует работу медиков и страховой компании) случай признала страховым и направила пострадавших в ближайшую больницу города Маан.

Медики сразу сделали необходимые анализы, рентген, МРТ-исследования и оказали первую помощь. Большие проблемы были с ногой - кости колена оказались сломанными в нескольких местах. Для сложной операции в этой больнице не оказалось необходимой аппаратуры. Единственный выход - везти пострадавшую в столичную клинику. Но только три дня спустя Татьяна Котенко попала в Амман.

- Медики установили, что маму нужно срочно оперировать, - рассказывает дочка пострадавшей Катерина. - Они отправили медзаключение в страховую компанию в Киев. Но добро на операцию все не шло.

- На четвертый день мне позвонили из киевского офиса страховой компании и поинтересовались, есть ли у меня деньги, чтобы выехать из Иордании. Мол, сегодня закончился срок страхового полиса. Представляете, я лежу в реанимации, под капельницами, полтела в гипсе, а люди, которые должны приложить усилия для моего спасения, интересуются не здоровьем, а наличием денег, - вспоминая этот момент, Татьяна Котенко не смогла сдержать слез.

СПАСАЛИ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ

Нагноение стало быстро распространяться по ноге. Иорданские медики решили оперировать, не дожидаясь подтверждения оплаты от страховой компании. Помог и посол Украины в Иордании Сергей Пасько. Он убедил врачей не откладывать операцию, нашел в Иордании специалиста по травмам колена. Мнение медицинского светила было категоричным: оперировать немедленно!

Операцию провели. Но лишь три дня спустя, после длительных переговоров представителей посольства и врачей со страховой компанией в Киеве, удалось «убедить» страховщиков оплатить лечение. В компании утверждают, что в проволочках не виновны: на момент перевода Татьяны Котенко из районной больницы в клинику Аммана в последней не было свободных мест. А задержка с операцией случилась из-за того, что госпиталь несвоевременно предоставил калькуляцию расходов.

- Только после получения финансовых документов и на основании пунктов договора страхования мы рассматриваем вопрос о покрытии либо непокрытии лечения, - подчеркнул Александр Мельничук, сотрудник пресс-службы страховой компании «PZU Украина» (полный текст ответа можно скачать здесь>). - Мы же получили прайс услуг только после того, как была проведена операция, без согласования с нами. В таком случае страховая компания может вообще отказать в оплате, но мы этого не сделали.

ПЕРЕЛЕТ В 17 ЧАСОВ

Возвращение домой - отдельная драма. Кто перенес операцию, сможет представить состояние женщины через несколько дней после сложнейшего хирургического вмешательства. И вот так, на каталке, с капельницами и катетером, Татьяну Котенко транспортировали к трапу самолета. Но не к прямому рейсу на Киев (о котором договорилось посольство), а с пересадкой в Стамбуле.

- Представители Украинских средиземноморских авиалиний пообещали сделать все возможное для размещения пострадавшей на борту самолета, да и лететь всего-то 3,5, часа, - рассказывает исполняющий обязанности консула Владимир Коваленко. - Но сотрудники «PZU Украина» отказались, мотивируя тем, что не работают с этой авиакомпанией. В итоге женщина добиралась на родину более 17 часов!

Для сопровождения Татьяны Ивановны страховая компания прислала врача. Он ставил капельницы и делал уколы во время перелета, но, поскольку не удалось своевременно поменять катетер, у пациентки начался цистит (в самолете не было условий, а в медпункт аэропорта врач не мог пройти - у него не было визы!). Более того, он не знал ни одного иностранного языка. И больной женщине приходилось еще переводить разговоры врача с местными медиками и сотрудниками аэропортов.

ПЕРСПЕКТИВЫ ТУМАННЫ…

Пока летел самолет, дочка Татьяны Котенко договорилась о перевозке со скорой помощью - в киевском Институте ортопедии и травматологии больную ждала бригада врачей. В аэропорту «Борисполь» карете «скорой» разрешили подъехать прямо к трапу.

- Я ждала маму возле медпункта аэропорта, - рассказывает Екатерина. - Захожу в «скорую», а там мама, местный фельдшер и санитар. Звоню сопровождавшему врачу, тот в ответ: «Документы с пациенткой, я уже уехал». Как мог человек, который обязан передать больную в руки врачей, не поехать в клинику и не рассказать о ее состоянии лично?!

В Институте ортопедии и травматологии после консилиума приняли решение: нужна еще одна операция. Она продолжалась больше трех часов.

- Вставляли много имплантатов, обломки костей скручивали в единое целое миниатюрными винтиками, - рассказал Игорь Куренной, хирург, который руководил операцией. - Вмешательство было успешным, но это не последняя операция. Ведь нужно будет еще вернуть суставу подвижность.

Сейчас Татьяна Котенко еще в больнице. Ее состояние вызывает серьезные опасения врачей. Она уже дважды попадала в реанимацию после операции, три дня находилась в коме, пережила гипертонический криз. Медики не в состоянии дать точный прогноз.

- Я хочу узнать, почему страховая оттягивала операцию, почему маму не отправили прямым рейсом? - негодует Екатерина Котенко. - Одно дело - экономить на разбитой машине, а другое - на человеческой жизни. Маме звонят ее коллеги из Франции, Германии - все в шоке от реалий украинской медицинской страховки!

ЛИКБЕЗ «КП»

Как правильно выбирать страховку

  1. Не покупайте медицинскую страховку с минимальной суммой покрытия. Идеальный вариант - если учтена не только неотложная помощь, но и неотложная стационарная помощь, транспортировка внутри страны, право на транспортировку на родину и риск по невыезду из страны.
  2. Не берите страховку только до момента выезда. Лучше, чтобы полис действовал еще 3-4 дня после путешествия. Это обеспечит маневренность в непредвиденной ситуации.
  3. Расспросите менеджера-продавца, каким должен быть порядок ваших действий, что делать, если не дозвонитесь по указанному телефону, как поступить, если потребуют дополнительные документы. Пусть он выделит маркером пункты, которые опишут алгоритм действий, ведь, если вы нарушите хоть один пункт, это может стать поводом для проволочек или даже отказа в оплате лечения.
  4. Кроме телефона колл-центра запаситесь номером телефона руководства страховой компании. Часто даже одна угроза связаться с шефом ускоряет принятие решения.
  5. Помните, что страхование - это бюрократическая система. Движение страховщиков начинаются, когда они имеют диагноз, финансовый документ, где четко расписано лечение и его стоимость, а также обосновано в категоричной форме, что пациенту помощь нужно оказать безотлагательно.

МНЕНИЕ ЮРИСТА

«Диагноз и лечение должны быть с расценками»

- Наши люди насмотрелись американских сериалов и не понимают, что такое страхование. Это не контроль и порядок, а бюрократия, - считает юрист Людмила Солоп, специалист по защите прав пациентов. - Во всем мире - в той же Америке, - чтобы получить подтверждение на операцию по страховке, оформления ждут по 2-3 месяца, даже если есть угроза для жизни. А наши думают, что если они застраховались, то им выложат все и сразу, без всяких разбирательств.

По этому конкретному случаю могу сказать, что страховка выбрана идеальная. А в затягивании процесса виноваты все: и местные врачи, и сотрудники страховой компании, и сама пострадавшая.

ВИНА ПОСТРАДАВШЕЙ

- В страховке предусмотрено все, даже указано, что страховщики должны принимать решение в течение 2 суток! Но действия совершаются только при наличии документов. И пациент (если он в сознании) должен все время контролировать их своевременный сбор и отправку. Женщина была в сознании, поэтому должна была интересоваться, по какой причине затягивается лечение, и, ожидая перевод в другую больницу, могла заставить местных врачей собрать часть финансовых документов, получить четкие рекомендации от ассистирующей компании.

ВИНА МЕДИКОВ

- Письмо из больницы расплывчатое. Обязательно должен быть указан четкий диагноз, методы лечения (наложить гипс, перелить кровь), необходимость транспортировки пациентки в лежачем положении. Это должно быть не пожелание, а четкое назначение врача. Написать следовало так: «Если пациентку немедленно не прооперировать, завтра она перестанет двигаться или лишится ноги. Для спасения необходимо столько-то денег». В финдокументах желательно затраты детализировать: медикаменты стоят столько, услуги медперсонала - столько, бытовые условия - столько и т.д.

ВИНА СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ

- После звонка ассистанса страховая компания должна требовать финансовый расчет. По всему видно, они не спешили это делать. А ведь в полисах все действия поэтапно прописаны - когда оказана первая помощь, когда пострадавшую доставляют в лечебное учреждение. Агент, представляющий интересы страховой компании на месте, узнает и передает в офис информацию: диагноз, какое лечение пациентка должна получить на месте, есть ли возможность ее транспортировать без угрозы для здоровья. Если бы эти действия были предприняты сразу, то и все документы (диагноз и финдокумент) были бы предоставлены в страховую компанию вовремя и решение об операции было бы принято быстро.