Миграция в Украине: проблема, которой «не было»

За 20 лет независимости вопросами миграционной политики в нашей стране фактически не занимались, поскольку по умолчанию подразумевалось, что трудовой миграции у нас не существует.

Василий Грицак выступает за создание единой системы учета и идентификации иммигрантов.

Приезжие из других стран и заробитчане воспринимались как единичные случаи, а вопрос о том, что когда-нибудь Украине понадобится ввозить рабочие руки, даже не возникал!

Сегодня миграционные проблемы достигли таких масштабов, что ими заинтересовались законодатели. 16 июня Комитет Верховной Рады Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности провел комитетские слушания на тему «Миграционная политика Украины: практика реализации, проблемы и перспективы».

ЛЕГАЛЬНЫЕ МИГРАНТЫ СО ВРЕМЕНЕМ СТАНОВЯТСЯ НЕЛЕГАЛАМИ

Причины того, что двадцать лет в Украине не было никакой миграционной политики, на разных этапах развития государства были разными, но факт остается фактом: Государственная миграционная служба Украины была создана лишь в этом году, констатирует народный депутат Украины Василий Грицак. Понятно, что проблем за это время накопилось немало.

- Серьезной проблемой является такой факт: даже легальные мигранты в Украине через некоторое время становятся нелегальными, поскольку не хотят покидать страну в сроки, установленные законодательством, - поясняет Грицак. - А ведь все это время эти люди где-то работают, где-то живут и тем или иным образом влияют на ситуацию в стране.

По данным народного депутата, наибольшие скопления мигрантов в Украине приходятся на Одессу, Харьков, Черновцы и их регионы. 

НЕРАВНОЦЕННЫЙ «ОБМЕН»

Глобализация ломает стереотипы: если до сих пор мы рассматривали трудовую миграцию как своеобразную «болезнь» Европы, которая не в состоянии справиться со стремительным старением населения, то сегодня этим недугом «заболела» и Украина.

- К сожалению, ситуация на рынке труда складывается неутешительная, - говорит национальный координатор Международной организации труда в Украине Василий Кострица. - На протяжении последних 15-16 лет из Украины выехало порядка 6-7 млн трудовых мигрантов, в первую очередь - квалифицированных специалистов, и они были «замещены» неквалифицированными рабочими из неразвитых стран. Проблема усугубляется тем, что две трети наших мигрантов работают не по специальности, и если даже они начнут возвращаться на родину, понадобится немало времени и сил, дабы восстановить утерянные профессиональные навыки. Такая ситуация является угрозой не только для отечественного рынка труда, но и для всей экономики Украины.

- Миграция - это процесс перемещения людей из более отсталых экономических зон в более развитые, так что будем реалистами: притока из ЕС мы не ожидаем, - соглашается первый заместитель председателя Государственной миграционной службы Украины Виктор Шейбут. - К нам едут мигранты из Сомали, Афганистана, Пакистана, причем все они хотят получить статус беженцев.  

ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ

Основной «технической» проблемой управления миграцией, с которой сталкиваются практически все государства мира, является идентификация мигрантов. Дело в том, что распространенная на сегодняшний день идентификация лиц по бумажным документам является неэффективной. Реальной возможностью для надежной идентификации граждан и лиц без гражданства на ближайшую перспективу будет идентификация по биометрическим данным и глобальное внедрение унифицированных документов-носителей и баз данных.

- Внедрение документов с биометрическими данными - это на сегодняшний день одна из первоочередных задач, - считает директор департамента паспортной работы и гражданства Государственной миграционной службы Украины Дина Пимахова. - Биометрический загранпаспорт отличается от обычного тем, что в него встроен специальный чип. Предполагается, что в микрочипе украинских биометрических документов для выезда за границу будут закодированы оцифрованное изображение лица, оцифрованная подпись и отпечатки пальцев.

Главное преимущество биометрического паспорта состоит в том, что на пунктах пограничного контроля многих стран установлено оборудование, считывающее данные с микрочипа. Такая процедура не только значительно ускоряет процесс пограничного контроля, но и снижает вероятность субъективной ошибки. Таким образом, внедрение биометрических паспортов - это, без преувеличения, важнейший шаг, который приблизит нас к безвизовому режиму со странами ЕС. 

ЦЕНА ВОПРОСА

Согласно расчетам, выполненным на основе данных ПФУ, Минтруда, Минобразования, МВД, НБУ и Всемирного банка, иностранные граждане, пребывающие в Украине, ежегодно платят в бюджеты различных уровней 2.5 млрд грн. в виде налогов, штрафных санкций, платы за обучение и трудоустройство. При этом оценочно бюджет ежегодно недополучает около 2 млрд долларов от неучтенного труда нелегальных мигрантов.