Над загадкой Туринской плащаницы исследователи ломают голову уже не одно столетие. Главный вопрос, на который до сих пор ищут ответ: является ли она подлинным полотном, в которое было завернуто тело Христа, или это средневековая подделка? Версий было выдвинуто немало. Но последняя - от историка и реставратора из Венеции Лучано Бузо - самая неожиданная. По его мнению, легендарный кусок ткани - не оригинал и не фальшивка, а точная копия с реальной плащаницы. Автор копии Джотто ди Бондоне - знаменитый итальянский мастер эпохи раннего Возрождения.
- Я нашел подпись Джотто ди Бондоне, сделанную сепией (светло-коричневое красящее вещество. - Ред.) в цвет ткани, а также цифру 15, - рассказывает реставратор в интервью The Daily Telegraph. - Скорее всего, это число указывает на 1315 год - тот, в который художник получил заказ на создание копии святой реликвии. Эта дата не противоречит результатам современного радиоуглеродного анализа, показавшего, что плащаница появилась в начале ХIV века. Саму же подпись не находили ранее потому, что художник ее скрыл в изображении лица и рук Христа. И выполнена она была сложными мазками, которые почти невидимы невооруженным глазом.
Но где же был оригинал? По словам Лучано Бузо, настоящее полотно, в которое завернули тело Христа, могло истлеть от времени. Его могли и уничтожить, после того как художник изготовил копию. Совсем не исключено, что эта тайна известна Святому Престолу. В связи с чем Ватикан упорно не признает Туринскую плащаницу подлинной.
Кстати, Джотто ди Бондоне подходил как никто другой для выполнения тайной миссии по копированию реликвии. В то время именно он являлся самым известным и способным художником. Церковь ему доверяла.
- Конечно, он не должен был подписывать копию плащаницы даже скрытно, - рассуждает историк. - Но соблазн сохранить свое имя в истории при создании такого великого произведения, видимо, пересилил.
Однако открытие историка вызывает сомнения хотя бы потому, что он нигде не опубликовал фотографий автографа художника.
МНЕНИЕ СКЕПТИКА
Профессор Бруно БАРБЕРИС, хранитель Туринской плащаницы:
- Все физические и химические испытания показали, что изображения на полотне выполнены не краской. Нити ткани словно обожжены.
Во-вторых, большой вопрос, действительно ли на плащанице имеются знаки, якобы обнаруженные Лучано Бузо. Ведь до него было «найдено» очень много из того, чего на самом деле не существовало: и следы от тернового венца, и различные надписи. Люди клялись, что их видели. Но в итоге ошибались, введенные в заблуждение оптическими иллюзиями. Таких фантазеров, которые в складках ткани или трещинах камня находят «тайные надписи», называют лингвофриками. К ним, скорее всего, и относится Лучано Бузо.