"КАК ЧЛЕН СЕМЬИ"
Благодаря стараниям николаевских ученых, сумевших после распада СССР сохранить материальную базу вуза и продолжить разработки, Украина сейчас представлена на международном рынке робототехники. Николаевские умные машины успешно конкурируют с японскими и американскими.
– Все началось в конце 80-х, – вспоминает руководитель научной школы «Подводная техника», проректор по научной работе Николаевского кораблестроительного университета Владимир Блинцов. – Тогда наш ректор, профессор Михаил Александров, увлекся разработкой глубоководных спецсредств для исследования мирового океана. Он-то и привлек меня и еще нескольких молодых специалистов к этой работе.
К началу девяностых в Николаеве разрабатывались самые разные подводные аппараты – мелководные, среднеглубинные и глубоководные. «Мелководные» опускаются на глубину до километра. Такая глубина для любого водолаза смертельна.
– Мы начали искать тех, кому наши наработки оказались бы полезны, – продолжает проректор. – Машинами заинтересовались отечественные предприятия, занимающиеся освоением шельфа Черного и Азовского морей. Потом пошли заказы от Минобороны РФ, заинтересовались Италия, Германия, Китай, ученые этих стран сами давно занимаются подобными разработками.
За время независимости Украины на базе университета разработано и сконструировано более 20 проектов подводных автоматических машин. Одна из них – робот «Атлет» – уже более 16 лет следит за безопасностью подводных газопроводных магистралей.
Под водой проходят сотни километров газовых трасс, которые лежат на грунте. Он находит повреждения и уже после этого за дело берутся аварийные бригады.
НАШЕЛ ТЫСЯЧЕЛЕТНЮЮ ГАЛЕРУ
Проректор показывает нам гордость университета – масштабную модель знаменитого робота «Софокла».
– Его мы построили для Института археологии НАН Украины, – отмечает ученый. – Летом 2009 года во время морских испытаний он на глубине 150 метров отыскал и обследовал боевую галеру Византийской империи. Радиоуглеродный анализ показал, что ее возраст более 1000 лет, но, несмотря на это, она прекрасно сохранилась.
Эту находку мировое археологическое сообщество признало наиболее крупным открытием за последние 100 лет. Благодаря чему Украина стала членом ЮНЕСКО по направлению «Подводное культурное наследие».
ОБНАРУЖИЛИ ВОЕННОЕ НАСЛЕДСТВО
Привлекали николаевских роботов к участию и сотрудники СБУ. В начале минувшего года на черном рынке некоторых государств появился очень дешевый тротил. Тамошние спецслужбы установили украинское происхождение взрывчатки. Сотрудники СБУ никак не могли выйти на след отечественных контрабандистов. Когда же канал поставки был перекрыт, выяснилось: взрывчатку бандиты берут на Кинбурнской косе, что между Днепровско-Бугским лиманом и Черным морем. Обследование морского дна в том районе поручили местному управлению МЧС. Дело происходило в ноябре, потому к процессу решили подключить робота. Первые же кадры из-под воды шокировали бывалых спасателей.
– Все дно в районе косы было усеяно 150- и 200-миллиметровыми снарядами и минами времен Второй мировой войны, – вспоминает Владимир Блинцов. – Но, что самое страшное – на дне лежала масса глубинных бомб – по 300 килограмм чистого тротила каждая. И все это на глубине 3-4 метра. Кто-то об этом узнал и начал выуживать со дна снаряды, выплавлять из них тротил и вывозить за границу. Это же очень дорогое вещество.
Уже после выяснилось, что в том районе было потоплено несколько барж, доверху наполненных взрывчаткой.
|
Фото Алексея КРАВЦОВА.
КСТАТИ
Сторожевые «псы» военного флота
О чертежах боевых машин здесь не забыли. Сейчас в производственных цехах кораблестроительного университета строится робот нового поколения. На стройплощадку нас не пустили, мол, военная тайна, но кое-что о новейшей разработке рассказали.
– По мощности двигателей, автономности, защищенности и другим существенным показателям у этого аппарата аналогов в мире нет, – хвастается конструктор. – Правда, это не совсем боевая машина – скорее охранная. Больше всего его функции напоминают поведение сторожевого пса, ведь главная задача – обеспечивать безопасность судов, во время их наибольшей уязвимости – на якорной стоянке.
Агрегат составляет трехмерную карту дна и отсылает ее в командный центр, затем следит за всеми изменениями на ней. Устройство знает, как могут приблизительно выглядеть враги, и без труда отличает человека от дельфина. В случае обнаружения угрозы сигнал идет в штаб.
– Агрегат оснащен системами, рассказывать о которых я не имею права, – отмечает Владимир Блинцов.
– Скажу лишь, что человек, даже со специальной подготовкой, постарается как можно быстрее убежать от него.