Профанация знаний

В рамках «реформы образования», о необходимости которой сегодня не сказал только ленивый, в нынешнем году девятиклассники страны подверглись Государственной итоговой аттестации в виде тестирования, что фактически сделало экзамены полной профанацией.

Возьмем для примера тесты по истории Украины. В каждом из 15 билетов -10 вопросов, 7 из которых закрытого типа, 3 - открытого. Открытые вопросы - относительно простые, ибо правильным ответом на них будет указание исторического лица или события. Любой, кто хотя бы изредка присутствовал на уроках, без труда отличит поход на Византию князя Игоря от Отечественной войны 1812 года. Вопросы закрытого типа – сложные, поскольку для ответа на каждый из них требуется целый комплекс знаний. Например, второй вопрос в каждом билете предлагает расположить события в порядке возрастания дат (причем предложенные малоизвестные события произошли с разницей в 2-3 года). Сообразительные девятиклассники сразу поняли, что при таком раскладе проще выучить правильную букву ответа, чем четыре даты.

Сын моих знакомых, обладающий прекрасной зрительной памятью, просто заучил наизусть правильный порядок букв для всех 15 билетов. И без труда получил на экзамене «девятку». При этом, ответив на все закрытые вопросы правильно, он не только не знает ответов, но и понятия не имеет даже о том, как сформулированы вопросы, - для него эта информация была лишней!

Как бы смешно это ни звучало, но сегодняшняя система тестов дискредитировала даже шпаргалки, которые существовали во все времена. Помню, мой школьный учитель по географии даже приветствовал написание шпаргалок, утверждая, что при этом ученик так или иначе готовится к экзамену, ища правильные ответы и переписывая их. Теперь же ничего искать не надо - готовые ответы есть в свободной продаже. Да и переписывание особо никого не затруднит: семь вопросов - семь букв, и шпаргалка готова!

Согласитесь, при существующей старой доброй системе экзаменов такое было невозможно в принципе. Даже воспользовавшись шпаргалкой, ученик был вынужден отвечать устно, работать с картой, думать над дополнительными вопросами. Слепое же копирование западной системы ухудшает ситуацию в отечественном образовании день ото дня: написанные «мертвым языком» учебники, ошибки везде, где только возможно, - в учебниках, пособиях, экзаменационных вопросах…

И, наконец, последний сокрушительный удар по отечественному образованию - замена экзаменов тестами. Так что теперь любой школьник может утверждать, что знает историю «от А до Я» - в зависимости от того, какие буквы вызубрил для правильных ответов.