Мальчик из интерната 
четыре года ждал возвращения домой

У Дениса Самусенко, который минувшей осенью прошел пешком 130 км из Полтавы в Комсомольск, чтобы увидеться с папой, снова есть семья.

Таким Денис был, когда его только вернули после побега в интернат - уставший, замкнутый, голова втянута в плечи, взгляд - потухший…

История 14-летнего Дениса, который сбежал из полтавского интерната № 2, так как истосковался по самому родному человеку, до глубины души растрогала наших читателей. На адрес интерната пришло несколько сотен писем из разных уголков СНГ. Люди поддерживали мальчика не только словами - некоторые вложили в конверты деньги, нашлись даже желающие усыновить Дениса. Но самое важное - поступок подростка оценил самый родной человек. Отцу удалось в суде восстановить родительские права и наконец-то забрать сына из интерната. Возращения домой парень ждал почти четыре года!

«БУДУ ПОСТУПАТЬ 
В ГИМНАЗИЮ»

Дениса не узнать. Когда его только вернули после побега в интернат, он напоминал запуганного зверька: уставший, замкнутый, голова втянута в плечи, взгляд - потухший… Сейчас же выглядит бодрым, веселым, поменял прическу, вставил серьгу в ухо. Так выглядят счастливые люди.

У Дениса пока даже нет своей комнаты, а диван в однокомнатной малосемейке приходится делить с братиком - трехлетним Сашей. Но разве это имеет значение, если ты снова дома!

- В интернате - режим, контроль… Да и друзей у меня там немного было - даже провожать никто не вышел. А здесь, в Комсомольске, меня заждались ребята, с которыми дружу с детства, - рассказывает парень. - Правда, опять предстоит разлука с ними - на каникулы поеду к бабушке в деревню.

- Уже решили, где будешь учиться дальше?

- Учебный год закончил хорошо - по всем предметам 8-9 баллов, поэтому попробую поступить в гимназию. Если не возьмут, пойду в 9-й класс в обычную школу. Очень люблю историю и географию. Мечтаю стать археологом. Мне нравится что-то открывать, узнавать новое.

…а такой сейчас (на фото с папой и младшим братишкой Сашей).

«ИЗ-ЗА МЕНЯ ПАПУ МОНСТРОМ СДЕЛАЛИ»

Нынешняя семья Дениса - это папа, его гражданская жена Людмила, ее 15-летний сын и маленький Саша (родной братик Дениса по папе). Есть еще старший брат - 21-летний Иван и 18-летняя сестра Снежана, но они живут отдельно.

- Знаете, я сто раз пожалел, что тогда из интерната сбежал. Учителей на уши поставил, отец все эти дни искал меня по чердакам в Комсомольске. А потом из него еще и монстра сделали, - вздыхает Денис. - А он ведь очень хороший!

- Что говорить - жестоко я поступил. Когда сын тогда явился, я его усадил в машину и увез обратно в Полтаву, - оправдывается Александр Самусенко. - Хотел оставить на выходные, но в интернате очень просили привезти его поскорее. Да и в том, что сын сбежал, есть моя вина - из-за работы редко навещал Дениса в интернате…

Александр производит хорошее впечатление: не пьяница, не наркоман (как обычно все думают о родителях детей, оказавшихся в интернате) - обычный трудяга. А Дениса «потерял» почти четыре года назад только потому, что старался обеспечить троих детей. Когда Александр развелся с мамой Дениса, суд оставил детей ей. Но женщина ринулась устраивать личную жизнь, почти не жила дома, забросила детей… Тогда-то суд лишил ее родительских прав.

- Старший сын уже жил отдельно, дочку Снежану забрала бабушка в Запорожскую область. А Дениса - ему было всего три годика - пришлось отвезти в Лубны к моей маме, - пояснил Александр. - Я работал бригадиром на двух заводах в Москве и месяцами отсутствовал в Комсомольске. Бабушка не справлялась с непоседой и после очередной проделки привезла обратно.

Дома Дениса встретила уже новая гражданская жена папы. Отношения с мачехой у мальчика складывались неплохо, но много времени ему уделять Людмила не могла. У самой есть сын Влад (сейчас ему 15 лет) от первого брака и только-только родился Саша, совместный с Александром Самусенко ребенок. Денис почувствовал свободу, стал плохо учиться, сбегал из дому, бродяжничал...

- После очередного побега сын попал в приют. Я даже не успел его оттуда забрать - через пару дней сына увезли в интернат в Полтаву, - продолжает отец. - Я обратился в суд. Но из-за работы не мог посещать заседания, в итоге дело затянулось на долгих три года…

Стопка писем, присланных Денису в интернат, еле помещается на столе.

130 КИЛОМЕТРОВ ПЕШКОМ

Денис очень тосковал по отцу. А когда тот три месяца подряд не проведывал его, решил сбежать из интерната. Это было в конце октября 2010 года. Трое суток шел пешком из Полтавы в Комсомольск - а это 130 километров! Зная, что его ищут, на автобусе ехать не рискнул, а посты ГАИ обходил десятой дорогой.

В день парень преодолевал по 40 километров. Ночевал в заброшенных хатах возле трассы. Чтобы не привлекать внимания, даже в холодные ночи костры не разводил. Денег было около сорока гривен - их хватило на хлеб, воду и вермишель быстрого приготовления.

Когда с дороги исчезли указатели и Денису показалось, что он топчется на месте, даже думал вернуться. Но все-таки терпеливо шагал дальше. И таки добрался домой. За три дня пути он стоптал кроссовки, а ноги истер в кровь. Но вместо радостной встречи отец его сразу же отвез обратно в Полтаву, поклявшись, что очень скоро заберет его домой навсегда.

- Чтобы доказать, что сын может жить со мной, пришлось собрать кучу документов, справок, даже оставить работу в России, трудоустроиться здесь и найти нормальное жилье в Комсомольске. Ведь в моей комнате в общежитии нереально жить впятером, - говорит Александр.

За последние полгода состоялись два заседания суда, и только в начале апреля Александру официально разрешили забрать Дениса. Но хотели дождаться еще и окончания учебного года. Каждый день мальчик звонил папе, считал дни… И - дождался.

КСТАТИ

Незнакомцы 
одарили 
подарками 
и даже хотели 
усыновить

После публикации в «Комсомолке» в интернат пришли сотни писем в поддержку Дениса. Часть конвертов до сих пор хранится в библиотеке интерната - эта «горка» с трудом уместилась на столе, когда мы попросили достать послания. Адреса на конвертах со всего СНГ - от Минска до Владивостока.

Денис домой увезти их не смог, да и не очень хотел. Во-первых, не в силах был все перечитать, не то чтобы ответить. А некоторые - те, в которых его умоляли забыть непутевого отца, - даже выкинул.

Сердобольная пенсионерка из Беларуси приглашала Дениса в гости, выслала коробку конфет, а под обертку спрятала 15 долларов. Прислали Денису и Библию, и Евангелие, и детские книжки. А одна бездетная семейная пара с Дальнего Востока даже обратилась к администрации интерната с просьбой разрешить им усыновить Дениса.

Сверстники тоже сопереживали парню, предлагали дружбу и общение. Подписали уйму открыток с Новым годом, надарили пушистых зайцев и много канцелярских принадлежностей.

- Мама не написала? - спрашиваю у Дениса.

- Нет. Но звонила спросить, правда ли, что Денис сбежал из интерната и так прославился, - ответил за понурившегося сына Александр Самусенко. - Обещала приехать, но что-то опять не получилось…

КОММЕНТАРИЙ ИНТЕРНАТА

«За год забрали только Дениса»

Директор Полтавской областной школы-интерната имени Крупской Алевтина КЛЮЧИНСКАЯ:

- Из двухсот воспитанников нашего интерната большинство имеют родителей: или наполовину сироты, или их родителей лишили прав из-за асоциального образа жизни. 10 процентов детей папы-мамы сами приводят в интернат - чтобы всегда были под присмотром. Но за минувший год только один Денис вернулся в семью.

Но это не значит, что это плохая статистика. Она показательная! Некоторым детям в интернате значительно лучше. Зачем ребенку возвращаться туда, где ему не уделяют внимания, где нет условий для жизни?