Валерий Леонтьев: «Бархатный сезон проведу вместе с Ротару в Ялте!»

Неутомимый Казанова российской эстрады, а также «самый закрытый» певец рассказал «КП», почему лишь в этом году прервал «обет молчания» и согласился «судить других» на фестивале Пугачевой в Крыму; как в 1979-м радость его победы в Ялте была омрачена страшной трагедией; поведал также, какую этническую музыку более всего воспринимает.

Валерий Леонтьев отказывается записывать себя в классики жанра. Фото Максима ЛЮКОВА.

«ТАЛАНТ - ЭТО ЖЕ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ»

- Валерий Яковлевич, стартует активный летний концертный сезон с многочисленными эстрадными фестивалями. Даже безо всяких комплиментов, вы все равно для многих - образец на эстраде. И что бы, в таком случае, посоветовали, уже как мэтр, тем молодым, которые сегодня рьяно рвутся на многочисленные эстрадные соревнования?

- Вряд ли у меня для них есть какой-то «рецепт» или «совет»… Но есть свои наблюдения. Прежде всего этим молодым людям нужно осознать - а есть ли талант? Вот обо мне, например, часто говорят: этот - «трудяга». Меня же это немного обламывает! Потому что вспоминаю одну певицу, которую знал в молодые годы. Вот она - была трудягой! Она мало спала. Много упражнялась. Распевалась. Стояла на голове. Занималась акробатикой. В общем, чем только она не занималась. И, представьте, ничего не добилась в итоге! Потому что никому не была интересной. Понимаете? Не было в ней искры Божьей! И талант - это же генетическая одаренность и предрасположенность к сцене. А потом уже - труд. Тут и начинаются многие сложности: нужны соратники, команда единомышленников, продюсерская, административная и менеджерская поддержка. Нужны авторы… Репертуар - это проблема, никогда не решаемая в жизни артиста! Понимаете, никогда в этом случае нельзя сказать, что ты «в порядке»…

- Почему за всю свою карьеру вы упорно отказывались принимать участие в жюри разных конкурсов-фестивалей? Ведь все ваши коллеги - из этих жюри прямо-таки не вылазят…

- Честно? Просто всем сердцем не приемлю конкурсную обстановку. Был период, когда меня охотно приглашали для работы в жюри тех или иных серьезных музыкальных проектов. Но я все равно отказывался. А со временем и звать перестали.

- Это что же - такая ваша принципиальная позиция: не суди других да не судим будешь?

- Да нет… Просто я сам в свое время прошел через такое количество конкурсных испытаний, что, повторюсь, со временем просто возненавидел их. И впоследствии всегда мотивировал свои отказы «судить» других тем, что, возможно, один недоданный мною балл, то есть 
недооценка, в дальнейшем сломает жизнь какому-то молодому исполнителю. Это же будет катастрофа!

 «КОНКУРС В ЯЛТЕ ПОМОГ МНЕ ВСПЛЫТЬ 
НА ПОВЕРХНОСТЬ»

- В таком случае как Пугачевой удалось вас «уломать» войти в этом году в состав жюри ее премьерного фестиваля в Украине - Crimea Music Fest?

- Во-первых, сама Алла… Такому человеку нельзя отказать. С другой стороны, решил несколько изменить своим прежним строгим правилам, ведь нужно начинать что-то когда-то… Поэтому - посужу, посмотрю: проникнусь обстановкой-атмосферой… А во-вторых, я не мог не вспомнить, что именно с Ялтой связана одна из самых примечательных страниц в моей творческой жизни… В свое время - в 1979-м - именно конкурс в Ялте и дал мне возможность показать себя миру. Всплыть на поверхность!

- Но ведь и до этого вы уже работали на эстраде?

- Да, на тот момент я семь лет был профессиональным артистом. Объездил сотни или тысячи сельских клубов. Потом, наконец, решился: если не себя показать, то хотя бы на людей посмотреть! В 
1979-м проходил Всесоюзный конкурс молодых исполнителей. И на нем нужно было исполнять песни социалистических стран. Условия конкурса давали мне свободу - не нужно петь что-либо патриотическое про Родину, а исполнить хорошие песни дружественных стран. И… я там победил! К своему же удивлению.

Кстати, в жюри тогда была София Ротару. Она же, как мне рассказали впоследствии, за меня очень переживала, отстаивала. Отрадно, что уже будущий бархатный сезон в Ялте мы снова проведем вместе с Софией Михайловной: только не в качестве отдыхающих, а как «строгие судьи» нового крымского фестиваля. А тот, прежний, конкурс в Ялте, если оглянуться, дал мне в жизни очень многое. Хотя он был для меня и радостным, и трагичным…

- Что тогда случилось?

- Перед третьим туром умер мой отец… Пока сообщили в Горьковскую филармонию, к которой я был тогда приписан, и пока они решали: сообщать мне или нет… В общем, когда уже узнал о таком трагическом известии, то получилось - в один день и похороны отца, и мой самый ответственный третий тур эстрадного конкурса… На похороны я уже не успевал… И остался в Ялте… Отпел свой третий тур. А рано утром уехал на перекладных. Прощаться… Такая вот грустная история.

- Как реагируете, когда слышите в свой адрес - «это же классик нашей эстрады»? Не странно ли - быть «классиком» среди современников?

- О чем вы?! Я до сих пор не могу опомниться еще от тех времен, когда считался на эстраде изгоем! Как же быстро пролетели эти годы… Надо же - и я, по-вашему, уже в «классиках»? (Смеется.) Знаете, отношусь к подобным характеристикам довольно иронично. Для кого-то - классик. А для кого-то по-прежнему неприемлем мой стиль. В принципе, все осталось как и было: кого-то одни любят, а другие на дух не переносят. Одним словом, в нашем коварном жанре записывать себя в классики я бы не рискнул.

«ХИТ ПРОСЧИТАТЬ НЕВОЗМОЖНО»

- Помнится один из самых ярких ваших сценических образов - в стиле «латинос с перьями». Интересно, а какую этническую музыку вы более всего предпочитаете? Как известно, у Пугачевой вам предстоит оценить этнику сразу пяти континентов…

- Пожалуй, меня очень интересует музыка Уганды… Никогда ее не слышал! Наверное, это будет интересно. Люблю мелос испанцев, греков. И вообще фестиваль с этнической окраской - замечательная идея Аллы Борисовны!

- Время от времени говорят о «кризисе в шоу-бизнесе». А может быть, это не кризис в шоу-бизнесе, а кризис разных поколений, которые во многом не приемлют ритмы жизни друг друга?

- Что значит - кризис? Артист так или иначе должен копаться в себе. А потом находить что-то ценное, исследовав тщательно все свои возможности. Если найдешь свой конек, оседлаешь его и будешь скакать на нем же по жизни - то какой там кризис?

Когда-то мне на том ялтинском конкурсе великая Гелена Великанова, которая была членом жюри, сказала: «Сделай один настоящий хит - и он тебя всю жизнь будет кормить». Я это хорошо запомнил. И в сегодняшних условиях ничего не меняется - надо также сделать хотя бы одну любимую песню, которую народ будет обожать. Это даст задел на многие годы, но это не значит, что потом нужно лечь на диван и почивать на лаврах. Но хит - это хорошая стартовая основа! Просчитать его невозможно - решает публика.

Я вспоминаю, как мы с Раймондом Паулсом в 1984 году записали пластинку «Ночной диалог» - назвали ее так по центральной песне, думая, что именно она станет хитом. Ни фига! А зрители выбрали песню «Светофор», которая у нас была на последнем месте. Или дал мне Раймонд песню «Исчезли солнечные дни». Я не хотел ее петь - скучная она была для меня. А мои музыканты говорили, что песня классная и люди будут ее любить. Полгода я крутил носом, потом записал - оказалось, хит. Попробуй я сегодня не спой ее на концерте - обида у зрителей будет! Поэтому советую молодым дарованиям искать в себе самое лучшее, чтобы дарить потом это публике.