Если спросить львовянина: «Какой памятник у вас в городе самый популярный? Где обязательно стоит сфотографироваться?» - ответ легко угадать: вас обязательно отправят к Мазоху. Тому самому - скандальному Леопольду фон Захеру, от фамилии которого пошло такое понятие, как «мазохизм». Кстати, уроженцу Львова.
ПОНАЧАЛУ ВСЕ ПАМЯТНИКИ ГОЛЫЕ
Когда корреспонденты «Комсомолки» привели Владимира Цисарика, скульптора, создавшего памятник Мазоху, сфотографироваться к собственному творению, то нам пришлось стать в очередь. Наблюдая за тем, как туристы и туристки суют в карман к Мазоху руку, Владимир Цисарик заметил: «Если бы каждый из них оставлял там по копеечке, я был бы уже миллионером». Но сам лезть в карман к памятнику отказался. Мол, чего я там не видел.
- А что у Мазоха в кармане?
- То, что и должно быть в кармане у нормального мужчины. Нет, не кошелек. То, что у всех мужчин под штанами, - скульптор немного замялся.
Мало кто знает, что почти все свои скульптуры Владимир Цисарик сначала лепит с анатомическими подробностями, а уже потом «одевает» их.
- Так проще. Для меня большой кумир Роден. Он сначала лепил голых, а потом драпировал. Можно делать и по-другому, но мне так проще. У меня были моменты, когда я лепил сразу в пиджаке, рубашке и галстуке. Но не получалось что-то. И заканчивалось все тем, что я все разбирал, лепил голого, а потом снова одевал, - поделился секретами мастерства скульптор.
По этому принципу родился и Мазох.
|
- Статуя Мазоха - это не канонический образ. Это мое видение, как он должен выглядеть, - говорит скульптор.
Когда заказчики обратились к нему с просьбой сделать что-то эдакое, образ родился за одну ночь. Фигура и поза вышли быстро, а вот лицо никак не получалось.
- Я нашел два его изображения очень плохого качества. Выбрал то, где он помладше. Кроме того, прочитал воспоминания его друга, где сказано, что он «похож на молодого волка». Вот на это я ориентировался, - говорит Владимир Цисарик.
Сейчас рукотворный Мазох живет своей жизнью. Люди, которые фотографируются рядом, обнимают его, надевают на него свои очки, головные уборы, при этом передают ему свою энергетику.
|
ХАЛЯВНОЕ ПИВО ИЗ БОЧКИ НЕ ЛЬЕТСЯ
Резцу мастера принадлежат и скульптура Пикассо, и львовский трубочист на трубе, и изобретатели керосиновой лампы Ян Зег и Игнасий Лукасевич.
Начиная работу над трубочистом, Владимир Цисарик сделал его озорным мальчишкой. Но решив, что он не соответствует образу, за неделю состарил его лет на 50-60.
Изобретатели керосинвой лампы сначала сидели вдвоем за столом. Потом Лукасевич «перешел» на подоконник первого этажа, потом - второго. И вот теперь выглядывает из окна на третьем. Кстати, в этой композиции есть место, куда туристы могут бросать денежку. Это - ящичек стола. Он высовывается, но когда скульптор туда приходит, то оказывается, что деньги уже кто-то забрал. А керосиновая лампа - работает.
|
Последняя работа Владимира Цисарика, на которую некоторые львовяне возлагали большие надежды, - пивовар. Обещали, что в руках он будет держать бочку, из которой каждый день в 17 часов 15 минут будет литься бесплатное пиво. Но в процессе работы бочку заменили часами, которые в 17 часов 15 минут исполняют гимн пивоваров. Кстати, этот пивовар имеет имя - Юрий Владимирович Броварь. Так его назвали сотрудники литейного производства, где изготавливали его в бронзе. Отчество - от имени отца, то есть автора.
Фото автора и из личного архива Владимира Цисарика.