Чудеса с приставкой нано

Будущее мирового нанотехнического прогресса зреет в подвале ученого Геннадия Кожемякина.

У него не стесняются просить совета светила Нью-Йоркской Академии Наук и Космического института Японии. Во всем мире ученых, способных самостоятельно растить кристаллы можно пересчитать по пальцам. И преподаватель Луганского вуза – один из них.
 
 «Вход в сменной обуви». Такая надпись красуется на дверях лаборатории роста кристаллов, разместившейся в подвале одного из корпусов Восточноукраинского Национального университета имени Владимира Даля.
 
- Это самое главное требование. Когда идет процесс роста кристаллов, мельчайшая пылинка, может все испортить. - пояснил ее хозяин – доктор технических наук, ученый с мировым именем Геннадий Кожемякин. И, по привычке, переобулся
 
. Мне же, разрешил остаться в уличной обуви, ведь у внушительного вида цилиндра из нержавеющей стали – «колыбели» еще не родившихся кристаллов сегодня был выходной.
 
- Вот в этом аппарате мы их и растим. Процесс занимает, без малого, сутки, – поведал Геннадий Николаевич. – Технология мало, что скажет человеку далекому от физики. А вот с психологической точки зрения – процесс довольно сложный. Скажу даже – творческий. Вырастить кристалл – все равно, что вырастить ребенка. Его надо опекать, холить и лелеять, присматривать и вовремя исправлять «педагогические» ошибки. Ни в коем случае нельзя браться за работу в плохом настроении, суетиться, отвлекаться на посторонние дела. Своим аспирантам, я в таких случаях советую оставлять проблемы за порогом лаборатории. Важен еще и склад характера – ни у холерика, ни у педанта ничего не выйдет. Опять же, нельзя доверять растить твой кристалл другому, иначе фиаско. Где вы видели, чтобы маленькие дети слушались кого-то кроме родителей. И в итоге, вот это!
 
Ученый достал из стеклянного шкафа, какой-то сверток и в руках у него заблестел металлом увесистый конус кристалла.
 
- Висмут. Для высоких технологий будущего этот элемент ценнее драгоценных металлов.
 
За четверть века в науке Геннадий Кожемякин собственноручно вырастил около тысячи искусственных кристаллов любых размеров и форм. И большая часть их родилась именно в этой подвальной лаборатории. 
 
- Аппарат придумал сам, - признался Геннадий Николаевич, - остальное оборудование изобретали вместе с коллегами и аспирантами. На первый взгляд – ничего впечатляющего, но сегодня это одна из немногих на весь бывший Советский Союз действующая лаборатория роста кристаллов.
 
Это кажется невероятным, но лаборатория Кожемякина смогла успешно пережить тяжелейшие для науки СНГ 90-е годы прошлого столетия. Ее хозяину удалось не только сберечь накопленные советскими учеными знания и опыт, но и преумножить это «наследство».
 
- В то время все силы уходили на поддержку работы лаборатории. А это было очень уж непросто. Когда стало совсем туго, по приглашению коллег поехал в Японию. Вырастил им несколько кристаллов. Так и продержались. – как бы между прочим заметил ученый.
 
Ныне тяжелые для Кожемякина времена позади. 
 
- Мир стоит на пороге новой технологической революции, - уверен доктор технических наук, член Нью-Йоркской академии наук. - Нанотехнологии открывают перед человечеством фантастические перспективы: квантовые мониторы, мощнейшие компьютеры, автомобили и мобильные телефоны на солнечных батареях. И в основе всего этого будут кристаллы кремния, висмута и их сплавов, свойства которых сегодня изучаются в нашей лаборатории, и в США и Японии.
 
Молодые луганские физики, желающие поучаствовать в грядущей «технореволюции», выстраиваются к Николая Геннадиевичу в очередь. И кто знает: может через десятилетие-полтора именно ученики Кожемякина будут в первых рядах мирового, украинского «нанопрорыва»?
 
 
 
Фото автора.
 
Из личного дела
 
Геннадий Николаевич Кожемякин.
 
Родился 24 февраля 1950 г. в Луганске. Образование – высшее техническое. Первый кристалл вырастил в 1978 году в Москве. Доктор технических наук, член Нью-Йоркской академии наук, Американского химического общества, главный член Американского института ультразвука в медицине, визитинг-профессор Института электроники университета Шизуока и Космического института Японии. Женат. Отец двух сыновей, дедушка трех внуков.