Лучшие отрывки «Руслана и Людмилы» Глинка написал в Качановке

В преддверии летнего туристического сезона «Комсомолка» побывала в одном из самых огромных дворцово-парковых комплексов 18-го столетия на Черниговщине.

Современные художники и писатели называют Качановский дворцово-парковый ансамбль творческим раем. Здесь, среди четырехсотлетних дубов, в глубине огромного усадебного парка, некогда искали вдохновения величайшие мастера 19-го века. И хотя в послевоенные годы имения семьи Тарновских почти превратились в груду камня, сегодня ворота усадьбы снова открыты для посетителей.

Более шестисот автографов

Восстанавливать Качановский дворец начали лишь 7 лет назад. До этого роскошные залы пустовали. Во времена войны здесь жили немцы, а после – в усадьбе нашли пристанище беспризорники. Кстати, первый камень в основание Качановского дворца заложил генерал-губернатор Малороссии – Румянцев-Задунайский еще три века назад. Перед входом в дворец даже сохранилась оригинальная плитка с загадочными масонскими символами (считается, что губернатор принадлежал к тайному ордену). По его же распоряжению вокруг дворца вырос огромный парк с бесчисленными тенистыми аллеями. Позже румянцев продал имение помещику Григорию Почеце и его жене Параске Андреевне, а те, в свою очередь, оставили комплекс в наследство сыну Григория Яковлевича от первого брака – Григорию Тарановскому.

- 70 лет усадьба принадлежала этой семье.  Усилиями трех поколений Тарановских в этой глухой, забытой провинции образовался своего рода Эдем - культурно-творческое место где творили и влюблялись многие музыканты, художники, писатели, - рассказал гид Тарас Шевченко. – К примеру, здесь частенько гостил и Гулак-Артемовский, и Кулиш, и Костомаров, и братья Маковские и многие другие. В общем в гостевой книге более 600 автографов талантливых мастеров.

 
 
 
 

Федотов нашел в Качановке музу

Владелец усадьбы – Тарановский старший не только с удовольствием принимал молодых дарований, но и всячески помогал им материально (семья владела прибыльным сахарным заводом, который сохранился и по ныне). За что и прослыл покровителем молодых талантов.

- В одной из комнат, которая называется «комната-фонарик» (из-за оптического эффекта мозаичного стекла), с 1836 по 1838 год жил юный Василий Штернберг. В лице семьи Тарановских он также нашел покровителей, так как не имел денег на обучение. Именно здесь он и создал свою известную Малороссийскую серию работ, за которую получил золотую медаль и смог отправиться в Италию, - рассказал Тарас Шевченко.

Русский живописец Пафел Федотов, как и Штейнберг, был хорошо знаком с Тарановским. Здесь он влюбился в пятнадцатилетнюю Юлию – племянницу Тарановского, которая стала его музой и его трагедией. Молодые людьми полюбили друг друга, но так как статус художника в те времена был низким, - ни про какие отношения не могло быть и речи.

- Образом невесты в известной картине «Сватовство майора», ему послужила именно юная Юлия. Сюжет картины также родился в Качановке - это то чего больше всего боялся Федотов: что его любимую отдадут за нелюбимого, - рассказал Тарас Шевченко.

 
 
 
 

«Катерина» хранилась в Качановке

Мало кто знает, что самую первую картину, с которой началось создание Украинского Национального музея Тараса Шевченка, гуру украинской литературы написал в подарок Тарановскому. Как оказалось, владелец усадьбы был не только покровителем Тараса Григорьевича, но еще и другом.

- У нас висит копия картины «Катерина», которую Шевченко подарил Тарановским. Это шедевр его творчества, ничего лучше создать он уже не может. Притом он не продал, а именно подарил картину за «кусок сала».. Как он сам говорил: «За этот кусок бы полотна, получить кусок бы сала». Когда он подарил «Катерина», он даже не подозревал, что сделал. Ведь э то первый экспонат в эго собственную коллекции, - рассказал Тарас Шевченко.

Кстати, в усадьбе он не только создал многие свои стихотворения, но и получил два отказа руки и сердца.

- Он был очень близок с Надеждой Тарновской - сестрой хозяина. Шевченко ласково называл ее Кума или Кумася. Этой женщине он даже предлагал жениться – дважды. И дважды получил отказ, - рассказал Тарас шевченко. –  Он посвятил ей два стихотворения «Великомученица Кума» и «Кума моя и я». И хотя они не стали супругами, они остались хорошими друзьями. Так, когда Шевченко собирались арестовать, он был заранее об этом предупрежден, поэтому все свои документы и бумаги он передал Кумасе, которая не побоялась оставить их у себя до его возвращения с ссылки.

 
 

Репин писал «Казаков» с прислуги, а Глинка руководил крепостным ансамблем

Бывал в усадьбе и Илья Репин. Когда художник задумал писать «Козаков», искать их образы, он отправился сначала на Запорожье, а потом и в Качановку. Ведь у Тарановского была огромная коллекция оружия казацкой эпохи. Да и сам хозяин и его слуги подходили под типаж казаков. Так на известнейшей картине мастера появился Тарановский младший и Никишка – его личный кучер.

- Сама Картина писалась 10 лет. По сути их даже две версии: русская и украинская. Притом рабочие версии писались здесь с прислуги Тарановского, работы даже датированы: «1880 г. 4 августа, Качановка».

Неподалеку от дворца, в котором гостили все талантливые личности, находилась и мастерская гениального композитора Михаила Глинки. Любопытно, в самом сердце заповедника все еще сохранилась эта белокаменная альтанка. Здесь Глинка не только создал лучшие отрывки к опере «Руслан и Людмила», но и кантату в честь Тарановского «Гимн хозяину». Кроме того, в усадьбе он еще и влюбился в молодую и красивую девушку – Марию Задорожнюю родственницу Тарновского. Но барышня не замечала внимания взрослого мужчины. Поэтому она стала лишь платонической любовью - музой композитора.

- Благодаря своей платонической любви, он проработал здесь все лето 1838 года. Некоторые его произведения впервые исполнялись именно здесь в сопровождении местного крепостного оркестра, которым дирижировал сам маэстро, - рассказал Тара Шевченко.

Дворцово-парковый комплекс хранит еще немало легенд, тайн и архитектурных шедевров. Здесь, на территории огромного заповедника, сохранилась единственная скульптура «Зима» символизирующая закат человеческой жизни, в коридорах дворца с флигелями - оригинальные лестницы, лепка и предметы интерьера тех времен, а в отреставрированных служебных флигелях сейчас разместились номера для гостей и туристов. Как и раньше, сюда все еще приезжают не только отдохнуть, но и творить. На причале все также рыбачат рыбалки, а по всему берегу стоят мольберты. Возможно новое поколение художников создаст такие же бессмертные произведения, какие создавали здесь мастера 100 лет назад. Ведь каждая тропинка парка все еще пропитана духом творчества гениальных писателей, художников и музыкантов.

 

Фото автора.