Кто следующий на выход?

После отставки министра здравоохранения Ильи Емца политические эксперты снова начали спорить о возможности «массовых зачисток» в правительстве.

НЕЭФФЕКТИВНЫЕ МИНИСТРЫ

17 мая ушел со своей должности Илья Емец, министр здравоохранения. По словам президента Украины, подписавшего указ об этой отставке, Емец оказался «неэффективным». 

- Ему не удалось наладить работу министерства надлежащим образом - чтобы Министерство здравоохранения начало эффективно работать и, главное, - чтобы начали осуществляться реформы, которые мы наметили и которые крайне необходимы, - объяснил Виктор Янукович. 

Еще до отставки Емца эксперты предполагали, что в Кабмине грядут кадровые перемены. Кроме, собственно, экс-министра здравоохранения называли еще целый ряд чиновников высшего ранга, которым вскоре, возможно, придется «собирать чемоданы».

Говорили об этом и официальные лица, в частности советник президента Анна Герман. 

Сейчас эти прогнозы выглядят особенно актуальными, но еще интереснее вопрос не «кто будет уволен?», а «почему возможны увольнения?»  

- Если посмотреть на работу правительства Николая Азарова, то в 2010 году оно вроде бы взяло крутой старт, - отмечает эксперт Украинского центра независимых экономических исследований Александр Горянчик. - Были снижены темпы инфляции, сокращен бюджетный дефицит, увеличился рост ВВП, предприняты реальные шаги по привлечению иностранных инвестиций… Одним словом, если не пятерку, то твердую четверку можно поставить. А хорошистов ведь не наказывают, как двоечников. Но это если не присматриваться к деталям. Если же детально изучать работу правительства, то видно, что в правительстве переборщили с администрированием, и это могло дать эффект лишь в краткосрочной перспективе - в смысле наведения элементарного порядка. А вот что касается развития и реформирования, то здесь нужна слаженная командная работа и новаторский подход, что не в природе многих министров нынешнего Кабмина.  

НА СКАМЬЕ ЗАПАСНЫХ - ПУСТО

То, что в Украине не проводятся реформы, подтверждают и зарубежные эксперты. Например, экономист Андерс Аслунд из Института международной экономики Петерсона недавно очень жестко оценил процессы преобразования в Украине. 

- Мы не видим реформ в этом году, единственное исключение - закон о доступе к публичной информации. Нет пенсионной реформы, реформ газового сектора, экспорт агропродукции заблокирован, предпринята попытка монополизировать сектор зерновых. Соглашение с МВФ просто мертвое: ни одно из обязательств не выполнено, - заявил Аслунд. 

И это лишь одна публичная оценка западного эксперта. А сколько аналогичных критических высказываний раздается в кулуарах? 

Надо полагать, что в такой ситуации власть задумалась об ускорении реформ. Вот и пошел разговор об отставках. 

Но не все так просто. Увольнять министров легко, гораздо сложнее найти адекватных, эффективных руководителей, которые могли бы прийти на смену. 

- Политиков, кто не связан по рукам и ногам «донецкими» обязательствами и при этом готов переступить через себя и сотрудничать с властью ради проведения реформ, в стране попросту нет, - отмечает эксперт Алексей Бойко. - Молодые и перспективные предпочитают прятаться за оппозиционными юбками и критиковать. Хотя, возможно, если бы в Кабмине, да и во власти в целом, было больше «белых ворон», реформы шли бы быстрее. Однако, несмотря на то что в Партии регионов есть много желающих «порулить», реальных эффективных менеджеров на скамье запасных практически нет. 

Ситуация сложная по самым разным причинам. Во-первых, разумеется, критиковать гораздо проще, чем работать, особенно в нынешних условиях. Во-вторых, остро стоит вопрос самого реформаторского потенциала кадров Партии регионов. Ну и главное, пожалуй, - персональный фактор. Кто возьмет на себя ответственность за реформы?

- Невозможно предугадать, кто может прийти на замену правительству Азарова, потому что реально вряд ли сейчас есть другая команда, которая бы устроила все политические силы, - считает директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала. - Гарантировать, что вновь прибывшие руководители резко «запустят» реформы в своих отраслях, невозможно. Еще меньше уверенности в том, что в случае ухода того же Тигипко кто-то сможет довести до ума реформу системы пенсионного обеспечения или легализацию заработных плат.  Объективно, сегодня она не проходит только потому, что Тигипко - не член провластной коалиции, а лишь ее ситуативный союзник. Если завтра будет указание провести реформу в точно таком же виде из Администрации президента – парламент, скорее всего, не будет сопротивляться. Но вряд ли это случится. 

ФЕНОМЕН ТИГИПКО

Прогнозируя отставки в Кабмине, некоторые эксперты называют имя вице-премьера Сергея Тигипко. Но в отличие от остальных «кандидатов», Тигипко не упрекнешь в саботировании реформ. Скорее, наоборот, - он, пожалуй, единственный в правительстве, у кого в буквальном смысле слова «горят глаза», когда речь идет о реформах, и кто твердо уверен, что он делает правильное и нужное для страны дело. Самый яркий пример - отстаивание необходимости пенсионной реформы, которая все не проходит в Верховной Раде. И ее торможение, кстати, весьма показательный момент. 

- Оставшееся, казалось бы, глубоко в «оранжевом» прошлом противостояние Кабмина и парламента теперь может стать еще одним затором на пути реформ, равно как и закостенелость, и неумение отдельных чиновников современно мыслить, - отмечает Алексей Бойко. - Ведь именно неслаженность исполнительной и законодательной ветвей власти во многом путает карты реформаторам. Там, где нужно быстро и эффективно раздербанить бюджетные деньги - запинок во взаимодействии нет. Но как только речь заходит о болезненных изменениях, законодатели тут же прячутся в кусты. Более того, они готовы повесить на одного человека весь негатив, лишь бы умыть руки и не портить свои личные отношения с электоратом.

- «Повесить» на кого-то одного или на все правительство непопулярные реформы, которые тем не менее необходимы стране, - это совковый подход. Например, приостановка пенсионной реформы - это не только проблема Тигипко. Тигипко - это же не комиссар с маузером, который должен всех заставить силой дольше работать до пенсии. Нужна слаженная работа всех органов власти в этом направлении. А чиновникам присуща инерционность, и ее нужно преодолевать, - отмечает директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский.

Самые разные эксперты отмечают один любопытный момент. Любая громкая отставка в Кабмине - будь то министр, вице-премьер или даже сам глава Кабмина - способствует увеличению президентского рейтинга. Этот момент подтвержден историей последних 20 лет независимости. Тогда вопрос в мотивах отставок. Если цель - реформы, то отставки сами по себе пользы не принесут. Ведь проблема не только в политической воле проводить изменения в слаженности властной команды, но и собственно в качественных реформаторских кадрах. И, похоже, во власти остро нуждаются в апологетах реформ. В частности, спикер ВР Владимир Литвин дал очень низкие шансы - всего до 100 голосов - проекту постановления об отставке Сергея Тигипко, зарегистрированному  НУ-НС.  

- Отставку Тигипко готовы поддержать коммунисты, часть НУ-НС и часть БЮТ. Поэтому, думаю, этот проект постановления позитивно сработает собственно для Тигипко, - заявил Литвин, отметив, что украинцы воспринимают Тигипко как реформатора.

Фото Максима ЛЮКОВА, Людмилы МАРЧУК, УНИАН. 

САМЫЕ ВЕРОЯТНЫЕ КАНДИДАТЫ НА УВОЛЬНЕНИЕ СРЕДИ МИНИСТРОВ*

 
 
 
 
 

Кто

Вице-премьер Виктор Тихонов

Министр финансов Федор Ярошенко

Министр обороны Михаил Ежель

Министр АПК Николай Присяжнюк

За что

Коммунальное хозяйство в регионах не соответствует по качеству постоянно растущим тарифамНеэффективность реформ Спорная военная доктринаЖесткое администрирование и концентрация сельскохозяйственных активов вокруг себя

*По данным экспертов, опрошенных сайтом «Подробности».