Металлург Пометун научил Рыбникова варить сталь и борщ!

Фильму «Весна на Заречной улице» в этом году исполняется 55 лет.

Киноленту «Весна на Заречной улице», снятую в 1956 году режиссерами Феликсом Миронером и Марленом Хуциевым, смело можно назвать одной из самых популярных картин «оттепели» - в кинопрокате СССР 1956 года она собрала более 30 миллионов зрителей! Съемки фильма проходили в основном в Запорожье: на заводах «Запорожсталь», «Днепроспецсталь», а также в школах №47 и №4. И только некоторые сцены снимались в Одессе...

Корреспонденты «КП» нашли запорожца, ставшего прототипом сталевара Саши Савченко из кинофильма «Весна на Заречной улице».  

Актер по 8 часов стоял у печи, вживаясь в роль

Григорий Пометун - сталевар комбината «Запорожсталь». Во время знакомства со съемочной группой, несмотря на довольно юный возраст (23 года), Григорий Константинович уже был Почетным металлургом. Звание это получил, когда с бригадой перевыполнил годовой план - вместо 185 тысяч тонн Пометун и Ко дали 210 000 тонн!

С Николаем Рыбниковым запорожец познакомился в мартеновском цехе. Тогда не только сталевару, но и актеру было 23 года (фильм начали снимать еще в 1953-м). Вживаясь в роль, Рыбников проводил с металлургом у печи по 8 часов в день: старательно учился, не увиливал и делал все, что положено подручному сталевара, а потом и сталевару. Когда актеру выдали новенькую спецовку, он выменял на нее у сталевара старую робу - в кино должно быть как в жизни.

А еще Рыбников любил носить пробы выплавленной стали в лабораторию.

 - Девушек там много было красивых и разных! - смеется Григорий Константинович. - А Коля нравился девчатам, потому что был интересным, интеллигентным. Но повода на что-то надеяться ни одной не давал - он был очень порядочным…

Пот из ведра

Съемки шли тяжело. Все происходило в реальном времени у реальных печей - никакой бутафории и современных компьютерных технологий. Съемочная группа буквально обливалась потом, а вот Рыбников - нет. Как он ни старался, а даже испарины на лбу не появлялось. Однажды Марлен Хуциев не выдержал долгого ожидания нужного кадра и с криками приказал вылить на Рыбникова ведро воды. А когда актер немного подсох - стали снимать…

Григорий стал самым молодым Героем Соцтруда.

«Только одну люблю»

После съемок «Весны…» Рыбников и Пометун стали настоящими друзьями.

 - Забавно, что и я, и съемочная группа в то время в Запорожье жили на улице Сталеваров, - вспоминает Григорий Константинович. - Так мы с Колей частенько заходили в кафе на пересечении Сталеваров с проспектом Ленина, брали коньячку, кофе, клубничного мороженого и беседовали. Бывало, что Коля спрашивал: «Зачем ты такую тяжелую профессию выбрал?» А я ему говорил, мол, душой прикипел к мартену, не могу без него. А он кивал с пониманием. Было видно - уважает наш труд... 

А еще Рыбников и Пометун говорили о любви. И не только тогда, в Запорожье, но и потом - в течение всей жизни - они продолжали общаться. Не раз легендарный актер говорил Григорию Константиновичу о своей безграничной любви к Алле Ларионовой. Николай Николаевич долгие годы добивался ее, с ума сходил.

 - От ревности даже убить себя пытался, чудом спасли, - вспоминает запорожец. - Я часто говорил ему, мол, посмотри - вокруг столько красивых девчат. А он мне: «Только одну люблю, и никто мне больше не нужен».

Как вспоминает друг Рыбникова, тот делал в доме всю домашнюю работу - и есть готовил, и стирал, и убирал, во всем угождал Ларионовой - жалел ее. Даже борщ варить ради нее научился.

- Помню, как однажды он сказал моей жене: «Шура, научи меня борщ украинский варить». И мы с Шурой учили, а Рыбников смотрел, помогал, записал рецепт…

Ларионова подарила кассету с фильмом

Последний раз Николай приезжал к Пометунам в 1986 году. А через четыре года его не стало. Григорий Константинович, узнав о смерти друга, отправился в Москву на похороны. Там его тепло встретила Ларионова, с которой они виделись всего несколько раз (Рыбников всегда приезжал в гости один, но часто рассказывал любимой о друге-сталеваре). Чуть позже Алла даже записала на видеокассету «Весну на Заречной улице» и передала ее в Запорожье.

«Я не хочу судьбу иную…»

Те, кто знает Григория, сразу поняли, что Рыбников, создавая образ своего героя, очень много взял от сталевара-ударника. Такой же решительный и смелый, упорный и честный, простой и искренний…  

Кстати, через два года после выхода фильма на экраны Григорий Пометун стал самым молодым Героем Социалистического труда - ему тогда было только 28! Проработал 35 лет на комбинате, нашел тут же и любовь... Две дочери Григория Константиновича стали педагогами (возможно, глядя на учительницу Левченко из кинофильма), а внук Роман продолжает трудовую династию и трудится на «Запорожстали».

Впрочем, несмотря на почтенный возраст (81 год), работает до сих пор и Григорий Константинович. Правда, уже не у печи, а у преподавательской доски - передает опыт студентам Запорожского металлургического лицея. 

- Я не хочу судьбу иную, мне ни на что не променять ту заводскую проходную, что в люди вывела меня, - напевает с улыбкой Григорий Пометун. - Как приятно снова вспомнить нашу молодость, надежды, любовь…

И до сих пор Григорий с женой, когда хочется согреть душу теплом юности, ставят ту самую кассету с фильмом, вспоминают Николая Рыбникова и свою весну. Весну на Заречной улице. Есть такая в Запорожье… 

Пометун и Рыбников стали настоящими друзьями. На фото: во время празднования Дня металлурга в Запорожье, 1970-е годы.

КСТАТИ 

Фильм чуть не запретили

Мало кто знает, но «Весну на Заречной улице» зритель мог и не увидеть. Комиссии, принимавшей фильм, не понравилось то, что из сталевара-ударника сделали «хулигана-дебошира». Особенно критиковали те эпизоды, где Саша Савченко выпивал и позволил себе забраться в школу через окно. Но после долгих споров и некоторых изменений фильм в прокат все-таки пустили. Именно после этого фильма к Рыбникову пришла всенародная слава… 

В ТЕМУ

Соло на гитаре от Петра Тодоровского

Песня «На Заречной улице» (стихи Алексея Фатьянова, музыка Бориса Мокроусова), прозвучавшая в фильме, одна из самых популярных советских песен из кинофильмов. Соло на гитаре исполняет Петр Тодоровский, работавший оператором в картине.

Фото из архива Григория Пометуна и комбината «Запорожсталь».