Как на ЧАЭС искали диверсантов

В первые минуты после взрыва 4-го энергоблока вслед за пожарными в эпицентр радиации устремились чекисты. Ведь сначала думали, что это - теракт.

25 лет назад Виктор Клочко отвечал за безопасность ЧАЭС по линии КГБ.

О том, как это было, «Комсомолке» рассказал руководитель Припятского городского отдела УКГБ УССР по Киеву и Киевской области, ветеран СБУ Виктор Клочко, который одним из первых оказался на станции после взрыва.

ПОДНЯТЫЕ ПО ТРЕВОГЕ

- В половине второго ночи в моей квартире в Припяти раздался звонок. Не открывая глаз, я приложил трубку к уху, а оттуда доносится: «Пожар на 4-м блоке! Пожар на 4-м блоке!» - вспоминает Виктор Клочко. - Я подскочил, словно ошпаренный, оделся и выбежал из квартиры. У подъезда увидел машину начальника милиции Припяти. Его тоже подняли по тревоге.

Подъезжаем ближе к АЭС и видим, что 4-й энергоблок в высоту меньше стал - только половина. Пламя на крыше машзала 3-го блока реактора! Первое, о чем подумал: неужели диверсия? 

На станции мы с начальником милиции расстались - он отправился контролировать работу пожарных, я - выяснять, что произошло. Когда подъехали два моих подчиненных, распределили задания. Я опрашивал работников смены станции, они - охранников ЧАЭС. Надо было проверить, не был ли нарушен периметр и охранная сигнализация. Отрабатывалась версия проникновения посторонних на режимную территорию. Одним словом, искали диверсантов. Моя задача была установить, не была ли это спланированная акция с целью вызвать ядерный взрыв.

По тревоге был поднят весь оперсостав отдела КГБ. О произошедшем доложили в республиканский комитет и в центральный. В Москву летели первые шифротелеграммы:

Из Киева УКГБ

26.04.1986 

Секретно

Срочно

Москва, КГБ СССР

Киев, КГБ УССР

О взрыве на ЧАЭС

26 апреля с. г. в 1 час 25 минут в помещении 4-го энергоблока при выводе его в плановый средний ремонт и проведении испытаний турбогенераторов НР 7 и 8 произошел взрыв и возник пожар, который перекинулся на крышу 3-го энергоблока. В результате взрыва разрушен шатер кровли реактора НР 4 и машинного зала.

Во время аварии в помещении находилось 17 работников смены. Девять из них госпитализировано, четыре работника находятся в тяжелом состоянии, один из которых в реанимации. Пожар локализован.

…В связи с аварией остановлен 3-й энергоблок (1-й и 2-й энергоблоки работают нормально). Станция оцеплена.

На место происшествия выехала оперативно-следственная группа УКГБ. 

Обстановка в г. Припяти и прилегающих населенных пунктах нами контролируется.

О причине взрыва и результатах расследования доложим дополнительно.

Начальник УКГБ УССР по г. Киеву и Киевской области генерал-майор Л. В. Быхов

МЕЖДУГОРОДНЮЮ СВЯЗЬ ОТКЛЮЧИЛИ

- С первых минут после аварии мы работали, даже не задумываясь о последствиях, - вспоминает Виктор Клочко. - Опрашивали сотрудников смены, строителей, ведь не все работы были закончены - еще возводили 5-й и 6-й энергоблоки. В общем всех, кто в это время находился на территории или незадолго до этого (по данным архива КГБ, 150 человек. - Ред.). Но главное мы выяснили: посторонних на станции не было, никто не пытался проникнуть на территорию. Установили, что даже самолеты в то время над станцией и рядом не пролетали, бомбу сбросить не могли.

Параллельно делали все возможное, чтобы среди населения не возникла паника, ведь последствий катастрофы еще никто не знал. На время была отключена междугородняя связь, чтобы информация о произошедшем не стала достоянием иностранных спецслужб. Один из наших сотрудников сидел на узле связи и отслеживал, чтобы не было ненужных звонков. 

На следующий день в Припяти и Чернобыле все было спокойно, волнения среди жителей не наблюдалось. Наверное, благодаря тому, что там в основном жили атомщики. Ведь сама авария произошла странно тихо, не было громкого взрыва. 

Секретно

«28» апреля 1986 г.         

ЦК КПУ

Информационное сообщение

за 25, 26 и 27 апреля 1986 года

О взрыве на ЧАЭС

…Оперативно-следственной группой КГБ УССР с участием сотрудников КГБ СССР проверяется версия о возможном диверсионном умысле. Осуществляются мероприятия по недопущению распространения панических слухов и тенденциозной информации.

Обстановка на АЭС, в г. Припяти и окружении контролируется. 27 апреля получены данные о проявлении беспокойства некоторых жителей отдельных районов Житомирской и Черниговской областей в связи с распространением, как они полагают, радиации на территорию указанных областей.

…По факту аварии на Чернобыльской АЭС прокуратурой Киевской области возбуждено уголовное дело.

Органами КГБ республики принимаются меры к повышению мобилизационной готовности, а также усилению контроля за обстановкой на действующих Запорожской, Ровенской и Южно-Украинской АЭС.

КГБ СССР доложено.

Председатель КГБ

Украинской ССР генерал-лейтенант С. Муха

ВЫВЕЗЛИ 44,5 ТЫСЯЧИ ЧЕЛОВЕК

Эвакуация жителей Припяти прошла четко. 27-го числа в 14.00 к каждому подъезду подогнали автобус или КАМаз. Из города вывезли свыше 44,5 тысячи человек. Эвакуировали в Полесский и Иванковский районы. До тысячи человек выехали в другие области Украины к родственникам или знакомым. В городе осталось чуть более 5 тысяч жителей: сотрудники станции, пожарные, милиция. 

- Просчет был в том, что людям не сказали, что они домой могут и не вернуться, - говорит Виктор Клочко. – В эвакуацию посоветовали взять только необходимые вещи, деньги, ценности и продукты на два-три дня.  

Расследование обстоятельств взрыва на ЧАЭС не прекращалось.

- Параллельно с припятской опергруппой работали еще две из Киева и из центрального аппарата из Москвы, - рассказывает «КП» начальник отдела управления учета СБУ Юрий Максименко. - Они перепроверяли и уточняли собранную до этого информацию. Сотрудники КГБ отрабатывали помимо диверсии еще одну версию: технологическая авария. Первого мая были готовы выводы о причинах аварии. 

Из Киева УКГБ

1.05.1986  

Секретно

Срочно

Москва, КГБ СССР

…Центр взрыва находился в зоне ректора на высоте 20-39 метров от нулевой отметки здания. Для совершения происшедших разрушений потребовалось бы около 30 тонн конденсированного взрывного вещества типа тротил. Однако «мягкий» характер разрушений, отсутствие повреждений остекления свидетельствует, что данные разрушения не являются результатом взрыва конденсированного взрывного вещества. Имеющиеся разрушения могли произойти при взрыве гремучей смеси от 3,5 до 8 тонн, которая могла образоваться в зоне реактора. 

6-е Управление КГБ УССР

СУД И ПРИГОВОР

11 мая сотрудники КГБ сделали окончательный вывод: «Взрыв произошел вследствие ряда грубых нарушений правил работы, технологии и несоблюдения режима безопасности при работе реактора 4-го блока АЭС». Прокуратура собрала все необходимые материалы. В Доме культуры Чернобыля с 7 по 29 июля 1987 года состоялось выездное заседание коллегии Верховного суда УССР. На скамье подсудимые сидели шесть человек. Приговор: виновны по статье 220 УК УССР (неправильная эксплуатация взрывоопасных предприятий).

Директор станции Виктор Брюханов, главный инженер Николай Фомин, его заместитель Анатолий Дятлов получили по 10 лет лишения свободы. Начальника смены Рогожкина приговорили к пяти годам, начальника реакторного цеха Коваленко - к трем, государственного инспектора Госатомтехнадзора СССР Ю. Лаушкина к двум годам лишения свободы. 

Начальника смены Акимова и оператора Топтунова от заключения спасла смерть.

ТАЙНЫЕ ПИЛЮЛИ КГБ

Все сотрудники Комитета безопасности, которые сразу после аварии оказались в эпицентре и получили изрядную дозу радиации, выжили и до сих пор пребывают в добром здравии. Избежать гибели им помогли спецтаблетки, о которых в народе ходила масса слухов. Они нашли подтверждение спустя десятки лет. Оказывается, медслужбе КГБ УССР удалось найти эффективный метод лечении смертельных лучевых поражений организма – сорбционную терапию. Попросту, очищение крови и внутренних органов. 

29-30 апреля 1986 года после взрыва на ЧАЭС первыми испытали действие такой терапии более 130 человек, сотрудники КГБ, атомной станции, пожарные, тушившие огонь. Ликвидаторам прогоняли кровь через сорбенты, давали препараты внутрь. Количество радионуклидов в крови, моче, желудочном соке уменьшалось в десятки раз. Из всей группы не удалось спасти только одного человека.

Об успехах медики КГБ тут же проинформировали Совет Министров СССР, Институт биофизики СССР и ряд других компетентных органов. Но новый метод не нашел у них понимания. Массового применения очистительной терапии не удалось добиться, что стало причиной гибели тысячи людей. Но сами комитетчики от своих разработок не отказались и продолжили лечить своих сотрудников. 

КСТАТИ 

Что случилось с виновниками взрыва

Наталья МИЧКОВСКАЯ

Директор ЧАЭС Виктор Брюханов после освобождения в сентябре 1991-го сразу же поехал в Чернобыль. Его назначили начальником техотдела, а позже он занял должность заместителя начальника объединения «Укринтерэнерго». Работал до 72 лет, а когда зрение упало, вышел на пенсию.

Главный инженер Николай Фомин после двух лет содержания под стражей попал в Рыбинскую психоневрологическую лечебницу для заключенных, а в 1990-м был переведен в гражданскую психиатрическую больницу в Тверской области. После выздоровления устроился работать на Калининскую АЭС.

Начальник смены Борис Рогожкин после досрочного освобождения уехал в Нижний Новгород. 

Заместитель главного инженера Анатолий Дятлов, государственный инспектор Госатомтехнадзора СССР Юрий Лаушкин и начальник реакторного цеха Алексей Коваленко не дожили до сегодняшнего дня. 

Чернобыль. 7 июля 1987 года. Заседание судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда СССР по обвинению бывших руководителей Чернобыльской АЭС. На скамье подсудимых (слева направо): бывший директор ЧАЭС Виктор Брюханов, заместитель главного инженера Анатолий Дятлов и главный инженер Николай Фомин.