Михаил Козаков: «Сниматься в рекламе более достойно, чем играть в плохом театре»

Незадолго до отъезда в Израиль в середине прошлого года Михаила Козакова дал эксклюзивное интервью «Комсомолке»

Михаил Козаков скончался на 77-м году жизни. Фото: www.peoples.ru

Он должен был играть профессора Серебрякова в спектакле Андрона Кончаловского «Дядя Ваня». Начали репетировать, и вдруг Козаков отказался от участия в проекте. Мы позвонили ему, чтобы узнать, в чем дело. И получился разговор не только об этом спектакле, но и вообще о работе актера…
 
«НА ХЛЕБ ЗАРАБАТЫВАЕТ РОЛЬЮ ПСИХОЛОГА-ВОЛШЕБНИКА»
 
- Тут нет никакой интриги, - объяснял Козаков. - У нас с Андроном что-то не срослось, мы разбежались, без обид и взаимных претензий.
 
Это не капризы пожилого артиста. Просто когда герои Чехова выходят на сцену в полосатых купальниках (речь шла о предыдущем спектакле Кончаловского «Чайка». - Авт.), мне подобная трактовка классики не очень близка. Хотя, возможно, «Дядя Ваня» получится гениальным спектаклем, и я скажу, что был тысячу раз не прав. Посмотрим...
 
- Но надо же на хлеб зарабатывать?
 
- Для этого я снимаюсь в кино. В третьей части комедии «Любовь-морковь» у меня крошечная роль - психолога-волшебника. Я произношу шуточную сентенцию: «Дети, будьте внимательны и бдительны, выбирая своих родителей». Для того чтобы заработать на хлеб с маслом в современном кинематографе, представьте себе, этой фразы достаточно. Можно как угодно относиться к этому наивному фильму-сказке, но там снимаются серьезные и уважаемые актеры, например, Лия Ахеджакова. На мой взгляд, сниматься в подобных сказках для тинейджеров или даже в рекламе - более честный заработок, чем играть в посредственном спектакле, особенно когда речь идет о хорошей пьесе. Кстати, в рекламе я снялся только раз. Это было в Израиле в 1992 году. Мне было очень трудно материально, и я участвовал в рекламе кофе.
 
«ЛЮДИ В ПРОВИНЦИИ ДАЮТ СМЫСЛ МОЕЙ ДУРАЦКОЙ ПРОФЕССИИ»
 
- Кроме «Любови-моркови», в кино еще снимаетесь?
 
- В одном сериале - политическом детективе - играю Андропова без карикатуры, эдакую страшную, зловещую фигуру, настоящего гэбиста. В роли Брежнева - Валентин Смирнитский. Недавно снялся у своего сына Кирилла в фильме по рассказу Чехова «Лебединая песня». Это его режиссерский дебют. Должен сниматься в «Борисе Годунове» у Владимира Мирзоева. У меня небольшая роль Пимена, всего один съемочный день. Этого дня я жду с нетерпением, потому что «Борис Годунов» - это Пушкин, гениальный текст... Подробнее говорить не буду из суеверных соображений: не кажи гоп!
 
За последние десять лет я немало сделал - короля Лира, Шейлока, поставил телеспектакль «Играем Шекспира». Я доволен этими работами. Очень много езжу по стране - делаю поэтические вечера, на которых читаю любовную лирику Пушкина, стихи Тютчева, Самойлова. У меня первоклассный, образованный зритель в провинции. И это для меня отдушина. А после концерта люди заходят за кулисы: «Как вы прочитали реквием Ахматовой!» Эти зрители и дают смысл той дурацкой профессии, которой я занимаюсь.
 
«СОБРАТЬ РОДНЮ НЕВОЗМОЖНО»
 
- Ваша внучка Маша (дочка Алены Яковлевой и Кирилла Козакова. - Авт.) не успела поступить в Щукинское училище, а уже снялась в сериале «Кармелита». Не ругали ее за это?..
 
- Она - умная, сама все поймет. Маша мне говорит: «Ну вы же все в сериалах снимаетесь: и ты, и папа, и мама»... А я никого не хочу осуждать, именно по этой причине стараюсь не давать интервью.
 
Дети меня радуют. Собираюсь к ним поехать в Израиль. Мой младший сын Мишка служит в армии, дочка Зоя еще учится в старших классах школы. Я им помогаю. У моей старшей дочери Кати (от первого брака с одноклассницей Гретой Таар. - Авт.) - уже взрослые дочери. Внучке 30 лет, она экономист. Пятеро детей и столько же внуков. На днях звонила средняя дочь Манана (второй женой Козакова была грузинка Медея. - Авт.), она живет в Грузии. Ее муж - художественный руководитель театра Леван Цуладзе. Они скромно живут, но на жизнь хватает. Я ездил к ним ставить спектакль. Такая география: Москва, Грузия, Израиль. Еще один из внуков живет в Америке
 
- Михаил Михайлович, как хорошо быть многодетным отцом! У сына-режиссера можно сниматься в кино, у зятя в театре - ставить спектакль...
 
- М-да, я доволен, что все мои потомки достойно живут. Но, увы, собрать их всех вместе невозможно!
 
К сожалению, все-таки собрать вместе своих потомков Михаилу Козакову удалось, - они приедут попрощаться со своим великим отцом и дедом.