Американцев на Луну отправил украинец!

По его наработкам строились ракеты
и спутники в СССР и за рубежом, а имя его мало кому известно.

Ю. Кондратюк (он же - А. Шаргей). Таким он был...

На Луну -
по «трассе Кондратюка»

В одном из стихотворений петербуржского поэта Александра  Дорошенко есть строки:

Он в окопе от ран под

Москвой умирал,

Не дожив до признанья

и славы.

Строгой формулой

в космосе путь

начертал:

«Первый шаг до Луны -

из Полтавы».

Cтроки эти посвящены гениальному yчeнoму, одному из основоположников космонавтики - Юрию Васильевичу Кондратюку. До сих пор о нем мало что известно. Скупые сведения можно найти разве что в специальных справочниках, а ведь его имя достойно стоять рядом с именами Королева и Циолковского... И это не преувеличение...

…В марте 1969 года американский журнал «Лайф» опубликовал статью об удивительном космическом проекте. Идея заключалась в том, чтобы опуститься на Луну с корабля, оставленного на орбите, а потом подняться с лунной поверхности на специальном приспособлении для стыковки с кораблем и двинуться назад по направлению к Земле. Фактически речь шла о сложнейшей и необыкновенной операции - и именно она была осуществлена в том же году, когда на борту «Аполлона» американские астронавты слетали на Луну и  вернулись на Землю.

На Джона Хуболта - автора проекта полета, до того казавшегося фантастическим, - сразу же посыпались поздравления и награды. Но Хуболт признал, что идея не нова. А главной сенсацией в его заявлении стало то, что запуск был произведен по схеме механика-самоучки Юрия Кондратюка, который еще в начале века рассчитал параметры полета. Тогда же выяснилось, что малоизвестная и изданная крохотным тиражом книга Кондратюка «Завоевание межпланетных пространств» была издана в СССР. А именно - в Новосибирске в 1929 году.

Признания в том, что автор реализованного полета на Луну - русский родом из Украины, вызвали переполох на исторической родине изобретателя. В Украинской ССР возмутились: как же так, американские астронавты летят на Луну по «трассе Кондратюка», а мы, его земляки, ничего о нем не знаем? В дело вмешался руководитель республики - первый секретарь ЦК КПУ Петр Ефимович Шелест. Он распорядился собрать все об авторе книги «Завоевание межпланетных пространств», чтобы достойно оценить его научные достижения. Предполагалось соорудить бронзовый памятник изобретателю на его родине в Луцке, снять документальный и художественный фильмы. Но, к сожалению, не все из этих замыслов осуществились.

Классическая трасса полета на Луну, разработанная Шаргеем - Кондратюком.

Тайна второго имени

Кто же все-таки этот человек, по идеям которого осваивается космическое пространство? В Украинском энциклопедическом словаре читаем: «Кондратюк Юрий Васильевич (1900, Луцк - 1942) - украинский советский ученый-изобретатель. Один из первых творцов и испытателей ракетной техники». В Советском энциклопедическом словаре еще короче: «Кондратюк Юр. Вас. (1897 - 1942) - один из пионеров ракетной техники в СССР. Труды по основным проблемам космонавтики».

Бросается в глаза расхождение в датах рождения. А это потому, что он... не Кондратюк вовсе, а Александр Игнатьевич Шаргей и родился не в Луцке, а в Полтаве.  Как получилась такая метаморфоза? Начнем с того, что родился Александр Шаргей в Полтаве в июне 1897 года. Гимназию окончил с серебряной медалью за успехи в физико-математических науках. Уже в 17 лет начал работать над проектами межпланетных путешествий. Потому и поступил на механическое отделение Политехнического института в Петрограде. Но учиться пришлось недолго - шла война. Александр был направлен в школу прапорщиков, где учился вместе с Леонидом Говоровым, будущим Маршалом Советского Союза. В военном училище Шаргей продолжал работать над «космической» рукописью.

Последние записи были сделаны накануне отправки на Закавказский фронт, куда прапорщика Шаргея определили командиром взвода. После революции, как и многие офицеры, он оказался среди белогвардейцев. Но воевать со своим народом не захотел. Потому в мае 1918 года совершил побег из рядов Добровольческой армии. Вернувшись к мирной жизни, Александр пишет пособия для начинающих инженеров-строителей, работает над «космическими» рукописями и чертежами. Но его опять мобилизуют «беляки» - на сей раз в Киеве. И снова он бежит.

Но Шаргей был чужим и для красных (еще бы - белый офицер!), и для белых (дезертир)... Чем это грозило в те времена, объяснять излишне. Тогда-то, в 1921-м, мачеха передала Саше документы  умершего двоюродного брата Георгия Кондратюка, родившегося в Луцке в 1900 году.  Так Александр Шаргей стал Юрием Кондратюком, человеком без опасного прошлого.

Но отречься ему пришлось и от инженерного образования. Поэтому следующие два десятилетия Шаргей - Кондратюк работал кочегаром, машинистом, механиком. Но исследований проблем межпланетных путешествий не оставлял....  

А жизнь его закончилась героически. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная, он вступил добровольцем в народное ополчение Москвы. Воевал на Западном фронте, где и погиб в феврале 1942 года. Такова судьба человека, чьи наработки использовались при проектировании полетов первых советских спутников и луноходов, что было за 10 лет до высадки американцев на Луне, которые тоже обратились к трудам Шаргея. Они востребованы и сегодня.

Кстати, Шаргей переписывался с Циолковским, который высоко ценил его работы и в знак признательности подарил свою брошюру с автографом - (см. копию).

Лишь в последние годы заслуги Шаргея - Кондратюка получили признание. В 1995 году XXVIII сессия ЮНЕСКО приняла решение о праздновании 100-летия Александра Игнатьевича, Полтавскому техническому университету присвоено его имя, в Комсомольске-на-Днепре установлен памятник, в Петербурге на доме, где жил Шаргей, теперь висит мемориальная доска. И только это напоминает, какую роль сыграл этот человек в развитии мировой космонавтики...