Все начиналось банально. Уборщица Института судебно-медицинских экспертиз (как известно, именно здесь хранится тело Георгия Гонгадзе) обнаружила в фойе подозрительный сверток. Женщина сообщила о находке охране, которая позвонила в милицию. Несмотря на то что подобные сообщения, как правило, оказываются глупой шуткой, на место выехали машина МЧС, «скорая», сотрудники ГАИ и бригада саперов. Спустя два часа взрывотехникам стало не до шуток - сверток оказался бомбой.
ПОДОЗРИТЕЛЬНАЯ КОРОБКА
- У нас сегодня консилиум, видимо, кто-то решил пошутить, - жаловался руководитель Медицинской академии последипломного образования, которая тоже находится в этом здании. - Только на работу пришли, еще не успели чаю попить, как вдруг в деканат забежал охранник и кричит: «Бомба! Бомба! Все на выход!». Мы засмеялись, но выйти пришлось.
Милиция, примчавшаяся на место, начала действовать по отработанной схеме. Тротуар перед зданием перекрыли лентой, прохожих и зевак просили перейти на другую сторону улицы. К зданию института подкатили машины скорой помощи и пожарная. Спустя пару минут из здания вышли саперы, в руках у них была небольшая коробка.
- Внимание, зона оцепления 50 метров, убрать отсюда людей! – закричал мужчина в военной форме.
Саперы тем временем выстроили свои машины в треугольник и в его эпицентре колдовали над коробкой.
БОМБ БЫЛО ТРИ?
Спустя полчаса из дверей института вышел сапер в сером скафандре. На спине «космонавта» были пристегнуты баллоны с кислородом. В руках - большой черный сверток. Как оказалось, в войлок и был замотан опасный предмет. Сапер аккуратно положил сверток на асфальт, а сам начал потихоньку отходить в сторонку. Через минуту снова затрещали рации, а тучный военный в камуфляже заорал что есть мочи:
- Всем назад, все за угол, убирайте людей к чертовой матери!
Стало ясно, минеры не шутили – взрывное устройство может рвануть в любой момент.
На улицах возле института начался переполох. Милиция оттеснила зевак и прохожих метров на 300. ГАИ перекрыла дороги во всей округе. Зона эвакуации разрослась до одного километра и захватила весь парк Бабий Яр. От греха подальше уехали даже машины МЧС и скорой помощи. Среди оперов поползли леденящие душу слухи - в здании уже отыскали две бомбы, одна около 1300 граммов тротила, другая - 300. Третья бомба якобы спрятана в подвале, где находится морг.
После этого оперативники взялись за припаркованные автомобили.
- Убирай к чертям свою тачку, осколками ее разнесет вдребезги, - кричали саперы водителям.
Машины, водители которых так и не появились, было решено эвакуировать.
- Ну а если рванет? В машинах бензин, газ… Вы что, хотите Армагеддон в центре Киева? - объясняет офицер.
Пока автомобили грузили на подъемник, эвакуаторщиков прикрывали саперы в специальных костюмах. К счастью, обошлось без взрывов.
|
ВЗРЫВАТЬ РЕШИЛИ НА БРАТСКОЙ МОГИЛЕ
Пока саперы решали, что делать с бомбами, к институту съехалось все руководство столичной милиции.
- Решено взрывать на месте, ребята говорят, что перевозить нереально, механизм какой-то непонятный, еще взорвется по дороге, - шептались между собой милиционеры.
Место для взрыва выбрали быстро. С одной стороны - парк Бабий Яр, с другой - Лукьяновское кладбище. Выбрали парк.
Саперы вырыли квадратную яму, которую обложили мешками с песком. В отверстие поместили железный контейнер. Дальше работал робот. Небольшая машинка на гусеницах подхватила железными щупальцами сверток и аккуратно повезла в парк. Когда взрывчатку опустили в контейнер, саперы закрыли его крышкой.
Напряжение достигло предела.
- Отходите все подальше, - заорал паренек в каске.
- Готовность номер один! – протрещало сообщение в рациях.
- Детонация!
Гробовую тишину прорезал мощный хлопок, землю слегка тряхнуло, в парке появилось облако дыма. Все вздохнули с облегчением.
После взрыва в здание никого не пустили - решили проверить все этажи с собаками. А руководство милиции тем временем ищет ответ на вопрос: кому пришло в голову взрывать здание судмедэкспертизы, куда и так привозят мертвых людей?
ОФИЦИАЛЬНО
- Чтобы установить, из чего был сделан предмет, нужна экспертиза. Ее результаты будут готовы только через несколько недель, - говорят в пресс-службе МВД. - По предварительной информации, имеем дело с муляжом. Но уголовное дело уже открыто. К сожалению, вынуждены констатировать, что в последнее время подобных случаев стало намного больше. После событий в минском метро киевская милиция реагирует на них особо тщательно.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТОВ
Семен ГЛУЗМАН, исполнительный секретарь Ассоциации психиатров Украины:
- То, что происходит, кажется безумием, но на самом деле имеет только косвенное отношение к психиатрии. «Эпидемия» минирования – это специфическая форма протеста. Специфическая потому, что человек как бы хочет дать понять: сейчас я вас только пугаю, но я готов на худшее. Хотя на самом деле вовсе не готов стать террористом. Второе - это еще и недооценка работы спецслужб и милиции. Люди не верят, что их найдут и накажут.
Геннадий МОСКАЛЬ, народный депутат, экс-замминистра МВД Украины:
- Когда милиция и СБУ начали кричать о террористических актах и возбуждать дела, так сразу теракты и появились. Я каждый день просматриваю криминальную сводку, которую готовят для Верховной Рады. Полсводки – все заминировано! Если бы наши партизаны так минировали немцев, мы бы войну выиграли в 1941-м, а не 1945-м.
Фото Максима ЛЮКОВА.