Петр МАМОНОВ: «Иногда до того плохо становится, что сижу дома, пью водочку»

14 апреля известному актеру и музыканту исполнилось 60 лет. Накануне «Комсомолка» пообщалась с юбиляром.

Мамонов в фильме «Царь» поначалу сам себе очень не нравился. А потом ничего, привык к своему Грозному...

- Петр, про ваши актерские способности всякое говорят. Вы, мол, в кино самого себя играете. Это так?

- Я всегда так или иначе примеряю ситуацию на себя. Вот снялся несколько месяцев назад в фильме «Шапито», сыграл отца, который бросил собственного сына. И спустя много лет он осознал свою ошибку и теперь пытается найти с ним общий язык. Как это тяжело! А просто нужно было потерпеть в свое время. 

Не смотреть, что жена такая, а он совсем другой... Лучше ведь никому не стало, когда разбежались в разные стороны...

- Оператором этого фильма был ведь ваш собственный сын...

- Потому и говорю, что примерял ситуацию на себя. В молодости мы все ошибаемся. И часто теряем контакт с детьми, женами, не можем их понять. Не потому, что они другие, а потому, что нам еще пожить хочется. А то, ради чего хочется пожить, - все пустое. И рано или поздно осознание этого приходит. Но бывает и так, что ничего исправить уже нельзя.

Я вот очень не люблю, когда говорят, что Мамонов, мол, защищает семейные ценности. Я общечеловеческие ценности защищаю. Ведь что самое трудное в нашей жизни? Оставаться человеком - то есть вечным лицом, вечной личностью.

- Но вот к 60 годам, видимо, у вас полная гармония - живете в своем доме вдали от соблазнов, внуком занимаетесь.

- Соблазнам и впрямь стараюсь не поддаваться. Но человек ведь существо противоречивое, какая уж тут гармония. По-всякому бывает - иногда вдруг так плохо становится, что сижу и целыми днями глушу водочку. Борюсь, конечно, с этим, но не всегда выходит.

- Вы вообще не раз говорили об алкоголе как едва ли не о главном предмете вашей личной борьбы.

- Ну а как иначе? И дело ведь не только во мне - вы посмотрите, что в стране происходит. Миллионы людей спиваются, смотреть больно. Мы в прошлом году с Рашидом Нугмановым снимали несколько сцен для перевыпуска в прокат фильма «Игла». И я настоял, чтобы в фильм вставили мою антиалкогольную лекцию. Сам ее придумал, сел и прочитал перед камерой.

- А не боитесь, что ваш менторский тон может вызвать отторжение?

- Я в последнюю очередь думаю о реакции на мои слова. 

Говорю правду, то, что не идет вразрез с моей моралью. Тот же Нугманов хотел, чтобы я в «Игле» сыграл мошенника-целителя из телевизора,  вроде Кашпировского. Я отказался - кто-то ведь решит, это не стеб, а моя точка зрения. А это недопустимо.

- Что поняли про себя к 60 годам?

- Ничего. Ну, может, что я изменчивый очень - сегодня одно понравится, завтра совсем другое. В фильме «Царь», к примеру, сначала не мог на себя смотреть. Казалось, что загубил роль. А потом как-то привык. 

И вот так всегда у меня происходит. 

7 ФАКТОВ ИЗ ЖИЗНИ АКТЕРА

1. В детстве будущего актера и музыканта выгнали из двух московских школ с формулировкой «за то, что устраивал цирк».

2. В качестве актера дебютировал в моноспектакле «Левис», представленном в московском троллейбусе № 5 в 1970 году. Едва не был привлечен к ответственности за нарушение общественного порядка.

3. В 1980 году основал группу «Звуки Му», которую считают прародительницей советского панка и психодела.

4. Карьера в кино началась с фильма Рашида Нугманова «Игла» в 1988 году. Сегодня Мамонов считается «актером Лунгина» - режиссер снял его в четырех своих фильмах: «Такси-блюз», «Луна-парк», «Остров» и «Царь».

5. В 1994 году совместно с Василием Шумовым издал альбом «Русские поют», который целиком состоит из кавер-версий на песни Beatles.

6. Несколько раз публично просил прощения у Бога и собственной жены за то, что в свое время заставлял ее делать аборты.

7. C 1995 года живет в деревне Ефаново Верейского района Московской области. 

ВЗГЛЯД  с 6-го этажа 

Человек из параллельного мира 

Лет 15 назад трудно было представить себе, что юбилей солиста группы «Звуки Му» станет событием, заслуживающим внимания солидных газет. Мамонов всегда был человеком из параллельной обывателю реальности - он, на взгляд ротозеев, творил непотребства на сцене, пел странные песни и вообще был частью тусовки, которую предпочитают не замечать.

Всенародная популярность свалилась на Мамонова после фильма Лунгина «Остров». В этой ленте Мамонов, напомню, сыграл отшельника, который всю жизнь замаливает страшный грех. Раскаявшийся грешник - едва ли не самый любимый нашим народом архетип. Вот и неудивительно, что публика разом поставила между актером и персонажем знак равенства - и страшно полюбила обоих.

Самое забавное, что Мамонов и сам, кажется, навсегда с этим образом сросся. Я брал у него интервью трижды и слышал от него вещи взаимоисключающие. То он поучал абстрактную 17-летнюю девицу, усомнившуюся в существовании Бога, то кидался в полное самоуничижение - мол, какое я имею право судить других, ведь я такой же слабый и грешный человек. Правда, в его исполнении эта нестыковка казалась настолько органичной и даже завораживающей, что не всегда и улавливалась.

Он вообще производит впечатление цельного человека. Даже когда в один день поет «вот стою я в будке голый, весь мокрый», а в другой - рассуждает о православии. В его случае эти метания - вовсе не признак «раздвоения личности». Скорее уж признак настоящести - когда одной краской, без полутонов и оттенков, нарисовать его ну никак не получится.