Телевидение пятидесятых: «Рекорд», Лермонтов и Хо Ши Мин

Иностранцы не верили, что в СССР существует ТВ.

Так выглядел рабочий процесс в 50-х: камеры по 400 кг, за каждой - оператор и «кабельмейстер». Новости читает Ольга Чепурова.

В конце марта 1951 года Совмин СССР принял постановление об организации ежедневных телепередач и о создании Центральной студии телевидения. В прошлом выпуске «толстушки» мы рассказали о том, как зарождалось ТВ в Советском Союзе. Сегодня речь о его первых шагах.  

Воскресили американского покойника

Телевидение в 50-х годах прошлого века было чем-то похоже на нынешний Интернет: технический прогресс объединял людей, на глазах изменяя мир. С каждым днем «доступ» к чудо-«ящику» получали новые и новые жители СССР,  а телевизор из невиданного чуда научной мысли постепенно превращался в соседа по квартире. На смену линзообразным «КВНам» потихоньку начали приходить «Рекорды». Телевизор стоил несколько месячных зарплат среднего служащего. Изображение пока было черно-белым, но в московском и ленинградском телецентрах уже  экспериментировали с цветом, от которого к тому моменту уже успели… отказаться американцы. Выпущенная в начале 50-х партия цветных телевизоров вызвала скандал: владельцы черно-белых «ящиков» не могли принимать программы в цвете, а цветных - в черно-белом изображении. Поэтому в США на наши эксперименты откликнулись заголовком  «В СССР воскресили американского покойника!». Вообще шаги советского телевидения настолько удивляли иностранцев, что в 1959 году из Лондона  даже приехала съемочная группа ВВС снимать кино про эту небывальщину. 

К 1955 году власти окончательно утратили сталинское равнодушие к телевидению, поняв, что такой пропагандистский рычаг нельзя не использовать в политических целях. Первый политический эфир скорее напоминал «эксперимент на кошках». Начать политтрансляции решили с президента Северного Вьетнама Хо Ши Мина, прибывшего в СССР с дружественным визитом. Зрители увидели, как его торжественно встречали на аэродроме. Были опасения огорчить накладками в процессе съемок более взыскательного гостя. От несовершенства техники объекты съемки страдали нередко. В апреле 1954 года в прямом эфире впервые  передавался телерепортаж из концертного зала, где проходил матч на первенство мира по шахматам между Ботвинником и Смысловым. Во время трансляции прямо над головами шахматистов взорвался один из софитов. Осыпанный стеклами Смыслов буквально взлетел над стулом, хотя сидевший напротив него Ботвинник был настолько погружен в раздумья, что даже не заметил взрыва. 

Валентина Леонтьева была одним из любимых дикторов эпохи зарождения телевидения.

Проклятие первых ведущих

Первыми звездами телевидения стали дикторы, читавшие новости и ведущие передачи. Их можно было пересчитать по пальцам, поэтому к людям «из ящика» относились уже как к членам семьи: Нина Кондратова, Ольга Чепурова, Валентина Леонтьева, Анна Шилова, Людмила Соколова, Игорь Кириллов. Однако не у всех жизнь на телевидении получилась долгой. Особенно не сложилась судьба у теледив. «Официально первому» диктору в СССР Нине Кондратовой позднее во время репортажа с ВДНХ бык выбил рогом глаз, и ей пришлось уйти из кадра. Ольга Чепурова, носившая косы вокруг головы «а-ля Тимошенко» еще до рождения Юлии Тимошенко, умерла в 34 года.

Одной из первых звезд советского телевидения не из числа дикторов в середине 50-х стал литературовед Ираклий Андроников, рассказывавший с  экрана о Лермонтове: его жизни, смерти и стихах. Казалось бы, где телевизор и где Лермонтов, но талант рассказчика и обаяние у Андроникова были настолько велики, что его слушали все. 

В начале 1956 года телевидение настолько разрослось, что открыли даже вторую программу Центрального телевидения. Ну а в апреле 1959 года телевидение стало совсем похоже на нынешнее: «Правда» начала ежедневно публиковать программы передач.   

А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ 

«Мне срочно нужен мужчина!» 

Редактор центрального телевидения Галина Виноградова вспоминала случай, произошедший при создании первой информационной программы на советском ТВ. «Последние известия» читались обычно на два голоса - мужской и женский.  На дикторском экземпляре текста редакторы ставили пометки «М» и «Ж» - кому что читать. И вот дикторша уже приготовилась к чтению новостей, но тут увидела, что текст размечен на «М» и «Ж», а она в студии одна. В ужасе она закричала в уже включенный микрофон: «Дайте мужчину! Мне срочно нужен мужчина!» 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ 

Игорь КИРИЛЛОВ: «Диктором я стал от бедности телевидения» 

- Игорь Леонидович, вы сами когда в первый раз увидели телевизор? 

- Это было в 1950 году. Смотрели у кого-то в гостях футбол, играли московское и тбилисское «Динамо». Телевизор был «КВН»: маленький, с увеличительным стеклом, но впечатление произвел огромное. Я тогда и подумать не мог, что буду трудиться на телевидении. Кстати, у нас дома, до того как я начал работать диктором, телевизора не было. Зато в день моего дебюта отец пошел и купил только поступивший в продажу «Рекорд». 

- К первому выходу в эфир долго готовились?

- Вообще не готовился! У меня на это просто не было времени. Я пришел на Шаболовку помощником режиссера, но был им всего два месяца. Студия была бедная и не могла платить каждый день гонорары приглашенным дикторам с радио, которые у нас читали новости. Решили для экономии завести своих. И 27 сентября 1957 года объявили конкурс, я пришел, прочитал, что просили, и пошел заниматься своими делами. У меня хор старых большевиков с Красной Пресни стоял в студии, готовился к участию в концерте. Надо было их чаем напоить. И тут пришел режиссер, говорит: «Ну все, через два часа у тебя эфир». «Я же ничего не умею!» - «Ничего, за два часа я тебя всему научу!» И в 18.00 я провел свой первый выпуск «Последних известий». 

Самый первый выход в эфир будущей легенды советского ТВ Игоря Кириллова. Обратите внимание: новости читали на фоне школьной карты мира.

- В фильме «Москва слезам не верит» есть эпизод из 1959 года, в котором телеоператор говорит: «Скоро не будет ни кино, ни театра, останется только одно телевидение». Тогда действительно в это верили? 

- Развитие телевидения в те годы можно сравнить с нынешним развитием Интернета. Так же быстро и так же захватывает массы. Но тогда шли споры другого характера: является ли телевидение искусством наравне с кино и театром. Конечно, о поглощении кино и театра никто не помышлял. Хотя оператор в том фильме правильный: первобытные камеры весили по 400 килограммов, поэтому в операторы брали только молодых и сильных ребят. А была еще и такая должность - «кабельмейстер»: обычно это были женщины в перчатках, которые таскали за ездящими по студии камерами толстенные и очень тяжелые кабели. Я тоже когда-то хотел стать оператором и даже пробовал снимать, но не сложилось.  

ТЕЛЕАНЕКДОТ 50-х

- Почему Левитана не берут работать на телевидение? 

- Потому что, даже если он читает всего лишь прогноз погоды, люди уже бегут
покупать соль и спички. 

Фото с сайта tvmuseum.ru.