Для спасения «Фукусимы» нужен был всего один камикадзе

Доктор физико-математических наук, заведующий отделом теории атомных реакторов НАН Украины Владимир ПАВЛОВИЧ по просьбе «КП» нашел сходства и отличия в катастрофе 1986 года на ЧАЭС и в Японии.

После того как волна цунами вывела из строя систему охлаждения АЭС «Фукусима-1», взорвались четыре реактора из шести. Фото АП.

КАТАСТРОФА: водород против водорода

- Главное отличие аварии на ЧАЭС от «Фукусимы» в том, что в Чернобыле взорвался действующий реактор, который в момент взрыва вырабатывал энергию, а на «Фукусиме» они уже были заглушены, - утверждает Владимир Павлович. - Во время землетрясения автоматика заглушила реакторы и остановила в них цепную реакцию. Но даже после этого реактор продолжал выделять тепло, и ему было необходимо охлаждение. С этим и случилась проблема. 

По словам ученого, пока работали насосы, которые закачивали воду в реактор, все было хорошо. Но очередная волна вывела из строя не только внешнюю подачу электричества, но и смыла здание дизель-генераторов для аварийного питания. За несколько минут ситуация из стабильной превратилась в критическую.

- Какое-то время система тянула на аккумуляторах, но вскоре они сели и насосы остановились, - продолжает ученый. - Уровень воды в реакторе начал уменьшаться, температура поднималась. Остаток жидкости, которая была на дне реактора, превратилась в раскаленный пар. При взаимодействии с цирконием начал выделяться водород, который во время реакции с кислородом имеет свойство взрываться. Чтобы избежать взрыва в самом реакторе, персонал решил выпустить водород под крышку саркофага. Они знали, чем это закончится, но другого выхода не было - водород взорвался и разнес на куски защитный саркофаг. 

Спасти ситуацию мог доброволец, который согласился бы забраться на реактор и открыть люки, чтобы выпустить водород наружу. Но камикадзе на станции не нашлось.

Несмотря на то что на ЧАЭС авария развивалась по другому сценарию, причиной взрыва на 4-м энергоблоке стал все тот же водород. Во время эксперимента, который проводили на ЧАЭС, руководство станции пыталось подсчитать, сколько минут после отключения реактора турбина будет подавать электроэнергию на систему охлаждения. 

- Цель была в том, чтобы определить, сколько времени есть у персонала для запуска дизель-генераторов, - утверждает Владимир Павлович. - Но контроль за ситуацией был потерян, и вместо снижения мощность реактора начала увеличиваться. Произошел так называемый разгон. Резкое увеличение давления привело к паровому взрыву. Крышку реактора вырвало. Как и на «Фукусиме», начал выделяться водород, который вышел в центральные залы, где и взорвался. Взрывом разнесло весь реактор.

 

«Фукусиме» в этом случае повезло больше - там уничтожен корпус защиты, а реактор пока цел. Об этом свидетельствуют выбросы цезия и йода, ведь во время повреждения реактора в атмосфере должны появиться более тяжелые металлы.

РЕАКТОР: РМБК против BWR «МаRк-1»

После аварии американцы заявили: японцам еще повезло, что на «Фукусиме» стояли не советские реакторы РБМК, такие как в Чернобыле, а американские BWR «МARK-1» производства «Дженерал электрик». Правда, эти реакторы были разработаны в 60-х годах. Мало того, специалисты еще с 1972 года рекомендовали запретить их, так как тонкая оболочка реактора могла легко повредиться при взрыве водорода. К сожалению, так и вышло. 

- РБМК не такой уж и мерзкий реактор. Его просто раньше времени начали строить, - считает доктор наук Владимир Павлович. - Не хватило технологий, чтобы поставить на него нужную автоматику. Если бы на «Фукусиме» стояли эти реакторы, ситуация могла быть намного лучше. Хуже точно не было: РБМК дешевле и проще американских аналогов, кроме того, он не имеет срока службы, его можно ремонтировать сколько угодно и все время усовершенствовать.

Такие реакторы по-прежнему работают на Курской, Ленинградской и Смоленской АЭС. 

ГЕОГРАФИЯ: толчок против цунами

После аварии на «Фукусиме» специалисты критиковали проектировщиков за то, что они выбрали неудачное местоположение станции - реакторы находились прямо на берегу моря, а до центра Токио всего 240 км. Так еще и до границы с регионом Канто, где живут 42 млн человек, всего 50 км. Ничего не напоминает?

После аварии на ЧАЭС поднялась буря дискуссий о неудачном положении нашей станции. Мало того что реакторы влепили на расстоянии всего 130 км от Киева, так еще и поставили 4-й энергоблок прямо на разломе тектонических плит - при малейшем землетрясении реактор может изрядно тряхнуть.

Кстати, некоторые ученые до сих пор утверждают, что результатом аварии стало именно землетрясение.

- Такая версия есть, в день аварии сейсмическая станция под Киевом зафиксировала небольшой толчок, - продолжает Владимир Павлович. - Правда, до сих пор никто не может синхронизировать его со временем аварии. Ведь все документы, касающиеся катастрофы, забрали в КГБ. Непонятно, что это был за толчок: то ли от взрыва реактора, то ли он случился как раз перед этим.

Если причиной катастрофы в Японии стали природные катаклизмы, то трагедия на ЧАЭС случилась из-за человеческой халатности. Фото УНИАН.

ЗАГРЯЗНЕНИЕ: пожар против плавки

Соизмеримы ли масштабы загрязнения на ЧАЭС с японской трагедией? Несмотря на то что на «Фукусиме» пострадало четыре реактора, счет пока не в нашу пользу. 

- Как и в Чернобыле, в 30-километровой зоне вокруг японской станции довольно грязно. Радиация выходит не только в море, но и в атмосферу вместе с паром, - объясняет Владимир Павлович. - Однако масштабы загрязнения все равно нельзя сравнивать с тем, что было на ЧАЭС. После взрыва в Чернобыле загорелся графит - поток горячего воздуха 10 дней плавил топливо и поднимал в атмосферу массу опасных веществ. Расплавленное топливо текло в 305-е подреакторное помещение. Прошло уже четверть века, а температура в этой комнате до сих пор около 50 градусов! Топливо продолжает греться. Уровень радиации в этом месте достигает трех тысяч рентген в час. 

На «Фукусиме» пока не все так страшно. Топливо по-прежнему в реакторах. Оно лишь подплавилось. Но уже сейчас можно четко сказать: японская станция навсегда останется атомным могильником. Если реакторы удастся охладить, они станут для топлива своего рода саркофагами и будут законсервированы. Если же колбы реакторов расплавятся, значит, над ними придется строить саркофаги. В Японии появилась своя зона отчуждения, которая на длительное время станет могильником атомных отходов.

А В ЭТО ВРЕМЯ 

В США начали разрабатывать реакторы, где топливо, загруженное в реактор, тут же сгорает, в общем, работает принцип печки. Средства на проект - около $5 миллиардов - выделила компания «Майкрософт».