Париж: месть за унижения
Франция в бешенстве. «Миражи» над пустыней ровняют с песком все что движется. Махины авианосца «Шарль де Голль» и вертолетоносца «Мистраль» маячат у берегов. Никто не настаивал на ударах по Каддафи так, как Париж. Но ведь совсем недавно отношения Франции и Ливии были почти идеальными.
Так, как ублажали Муамара Каддафи в Париже, его не ублажали нигде. Настолько, что Лоран Жоффрен, главный редактор газеты «Либерасьон», публично выражал свое удивление: «Конечно, Франция не может совсем отказаться от контактов с недемократическими режимами. Но зачем принимать Каддафи, как английскую королеву?!»
Возле Елисейского дворца для лидера ливийской революции был разбит бедуинский шатер, чтобы тот в ходе своего визита мог принимать посетителей в привычной обстановке.
В ходе визита Каддафи заключил с французами контракты почти на 3 миллиарда евро и еще на 6 миллиардов - протоколы о намерениях. В том числе и на постройку ядерных реакторов в Ливии, и на поставку современных вооружений. К тому же были подписаны соглашения и о поставке Ливии 21 самолета корпорации «Аэрбас» на 1,5 миллиарда евро. Кроме того, Ливия пообещала закупить у Франции вооружений еще на 4,5 миллиарда.
За это Каддафи прощали все - даже его скандальное заявление на саммите Евросоюза: «Вполне нормально, что слабым приходится прибегать к терроризму». Саркози в ответ заявил, что пригласил Каддафи, чтобы «содействовать его возвращению к международной респектабельности». Ради респектабельности французы терпели и поучения Каддафи.
«Западная демократия не предоставляет народу реальной власти, - объяснял непонятливым французам вождь Джамахирии. - Миром правит меньшинство: реальная власть в руках четырех-пяти человек - лидеров наиболее влиятельных государств. Даже у западной интеллигенции вызывают отвращение партийная система и избирательный фарс. В конце концов в мире установится власть народов, которая сметет все эти системы».
Но... все эти унижения Саркози оказались напрасны! Контракты срывались один за другим. Каддафи съездил в Россию, Украину и, кажется, по многим позициям получил более выгодные предложения. Саркози, который и так был облит помоями критики с ног до головы за потакательство Каддафи, оказался в критической ситуации: зря стелил лидеру Ливии ковровые дорожки.
А тут еще темные делишки, которые связывали Каддафи и тогда еще кандидата в президенты Саркози, обнародовал Саиф, сын ливийского лидера.
Каддафи-младший пригрозил, что если Саркози признает ливийских повстанцев, то он обнародует важные секреты, связанные с президентскими выборами-2007 во Франции.
Саиф Каддафи заявил: «Пусть Саркози вернет деньги, которые он взял у нас. Это мы финансировали его предвыборную кампанию, и у нас есть доказательства».
С учетом того, что бывший президент во Франции - лицо совсем не неприкосновенное (так, против экс-президента Жака Ширака прямо сейчас в Париже слушается уголовное дело), то перспектива Николя Саркози попасть из президентского кресла на скамью подсудимых в результате разоблачения финансовых махинаций с предвыборными фондами вполне реальна.
Надо ли после этого удивляться, что над ливийскими песками нависла тень французских «Миражей»?..
Лондон: жадность и страх
Британские нефтегазовые запасы Северного моря тают на глазах. Скважина за скважиной перестает давать топливо. Британия уже импортирует до 40% газа. Газ есть в Ливии, но там Каддафи. Идти на поклон к Газпрому? Но Газпром сам уже в Ливии!
Не меньше, чем британские газовые короли, были обеспокоены поведением Каддафи и банкиры - хозяева лондонского Сити. Проект Каддафи - ввести арабский золотой динар - стал быстро набирать очки после кризиса 2008 года. Ливия уже накопила около 150 тонн золота и в отличие от многих стран региона держала его у себя, а не в банках Лондона и Нью-Йорка. Еще немного - и общеарабская валюта получила бы свой независимый финансовый центр в Ливии, основанный на суверенном золотом запасе. Триполи, став одновременно и центром газового ОПЕК, и новым независимым от стран Запада финансовым центром, выпускающим собственную твердую валюту, стал бы альтернативой лондонскому Сити для всех арабских нефтяных стран. Разумеется, позволить этого хозяева золотого рынка не могли.
Еще недавно Лондон рассчитывал переиграть Каддафи: англичане также заигрывали с полковником и даже выпустили из тюрьмы ливийца аль-Меграхи, отбывающего в Британии пожизненное заключение за взрыв в 1988 году американского пассажирского лайнера Boeing-747. Но, увы, вместо расширения допуска британских компаний на свой рынок Каддафи вдруг объявил, что доля иностранцев в ливийских нефтяных скважинах вскоре будет уменьшена с 50 до 20%.
Удивительно ли теперь, когда полковник отдавил британскому льву все его любимые мозоли, видеть флот Ее Величества у берегов Ливии?
Кстати, США, в отличие от Европы, никогда не заигрывали с Каддафи, который мог въехать в Штаты только на сессию Генассамблеи ООН.
Приказ лауреата Нобелевской премии мира Барака Обамы бомбить Ливию не кажется удивительным. Обама пришел к власти на антивоенной риторике, на обещании закончить войну в Ираке. Но критики уже тогда говорили, что сокращение воинских контингентов в Ираке говорит лишь о том, что для них уже намечены новые цели, а американское миролюбие - это предложение сдаваться без боя. А кто не согласен, того настигнут гуманитарные миролюбивые бомбы.