Дело Кучмы стремительно обрастает новыми подробностями. До сих пор «фундаментом», на котором Генпрокуратура строила свою позицию, были показания Алексея Пукача, ставшего непосредственным исполнителем - убийцей Георгия Гонгадзе. Дополнительной «пристройкой» были пленки Мельниченко. Вскоре эта конструкция расширится за счет новых свидетелей.
- На четверг (в ГПУ. - Авт.) вызвали Евгения Марчука и Леонида Деркача. Может быть, придется прийти и Виктору Медведчуку, - сообщил «КП» источник, связанный с прокуратурой. - О чем их будут спрашивать, неизвестно, это компетенция Владислава Грищенко (следователь ГПУ по делу Гонгадзе. - Авт.). Список приглашенных свидетельствует: генпрокурор решил заниматься не только и не столько делом Гонгадзе, сколько периодом правления бывшего президента. Политологи в один голос утверждают, что нынешние власти намерены устроить «показательный процесс».
- Это будет дело политической элиты девяностых - начала двухтысячных, которая имеет косвенное, а может, и прямое отношение к делу Гонгадзе, - считает политолог, директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. - Итак, прокуратура решила, что уголовное преследование Кучмы будет преследованием многих представителей его элиты, хоть и не оппозиционных сегодня, но в чем-то неугодных власти.
По данным «КП», Евгений Марчук может и проигнорировать допрос: он имеет проблемы со здоровьем. В то же время его показания имеют весьма важный характер - будучи в начале двухтысячных секретарем Совбеза, Марчук держал в руках ниточки многих процессов, происходящих в государстве.
- Ни в какое сравнение с сегодняшним СНБО его тогдашнее влияние не идет, - убежден Карасев. - Он точно был в курсе многих процессов, хоть мог и не быть близок к проблеме Гонгадзе и «Украинской правды».
В курсе происходящего был и глава президентской канцелярии Виктор Медведчук. Его называли «антикризисным менеджером» Кучмы, особенно в период, когда международная репутация экс-президента была испорчена. Политолог Дмитрий Выдрин, бывший личным советником Леонида Кучмы, пояснил: демонизировать личность Медведчука не стоит. Дело - в системе.
- Корень проблемы в том, что при Кучме сложилась система подлости. Были даже определенные традиции: доносили друг на друга, кто что украл, чем не поделился, залез в чужую «сферу влияния». Я ни разу не слышал о том, кто и как занимается инфраструктурой, но много раз слышал, как «чиновнички» из одного кабинета украли что-то из кабинета напротив, - рассказывает Выдрин.
По оценкам политологов, Генпрокуратура может привлекать в качестве свидетелей и других чиновников времен президента Кучмы. Среди прочих называются фамилии Владимира Литвина, нынешнего спикера Верховной Рады, и Василия Онопенко, председателя Верховного суда Украины.