Солистка ВИА «Татьяна» Мириам СЕХОН: «Услышав песни Шульженко, даже самые тяжелые больные посылают воздушные поцелуи»

24 марта исполнилось 105 лет со дня рождения певицы, имя которой стало символом особой душевной силы.

Мириам Сехон, актриса из «Студии театрального искусства» Сергея Женовача, - солистка ВИА «Татьяна». Выросла на песнях Шульженко, между прочим.

ВИА «Татьяна» - это модное ретро. Семь девушек в винтажных платьях поют песни 30 - 40-х годов. Поют, надо признать, душевно и умело: их приглашали и на Неделю моды в Милане, и на солидные кинофестивали. Залы на концертах и в клубах они собирают легко благодаря лишь одному «сарафанному радио».

А, между прочим, весомая часть их репертуара - это песни несравненной Шульженко. Почему идеалом эстрадного пения для группы стала Клавдия Ивановна и как ее песни воспринимают сегодня слушатели, «Комсомолке» рассказала солистка ансамбля, актриса Мириам Сехон.

О главном. «Под обаяние Шульженко я попала еще в детстве. Я родилась в Москве, но когда мне было шесть лет, папу-музыканта пригласил к себе на работу бродячий театр, колесивший по всей Европе. Он взял с собой меня и маму. Мы переезжали из города в город, а в дороге слушали кассеты с песнями Шульженко, Юрьевой, Утесова... Это были единственные русские песни, которые я пела, - и когда возникла «Татьяна», в 2005 году, половину нашего репертуара я знала наизусть. 

В старых песнях я ценю то же, что и в людях, - легкость, искренность, безыскусность, отсутствие позы. Шульженко блистала в «легкомысленном» эстрадном жанре, и мой дедушка (ему сейчас 81), поклонник Шостаковича, всю жизнь считал ее творчество чем-то несерьезным. А для меня ее песни - уже классика».

Об актерском даре. «Рассказывать, как звучит голос Шульженко, бессмысленно. Я прослушала и пересмотрела громадное количество ее записей. Она настоящая актриса. Она не просто поет, у нее каждая песня - маленький спектакль. Клавдия Ивановна даже использовала реквизит, что тогда было непривычно.

С песней «Записка» она выходила к зрителям с листком бумаги и играла с ним, а в конце демонстративно рвала его: «Ваша записка в несколько строчек... О, я давным-давно не та...» И ветку сирени, которая упоминается в песне, тоже приносила. Вот и я однажды посреди зимы умудрилась достать сирень и выступила с ней. Зрители восторгались: «У вас с цветами другой образ, да и песня иначе ощущается». А я отвечала: «Это не я, это Шульженко придумала».

А ее шедевр «Руки», запись которого я прокручивала столько раз! Эта песня написана специально для нее Ильей Жаком, с которым Клавдию Ивановну связывали сильные чувства. Песня заканчивается расставанием. Но Шульженко не стремится вызвать у зрителя жалость, она гордо принимает это. «Руки, как вы смогли легко проститься! И все печали мне дали вдруг!..»

И даже когда пожилая Шульженко стоит в Колонном зале на юбилейном концерте - понимаешь, что и в свои 70 она помнит эти руки...»

О неприкосновенном. «Мы не поем ее безусловный шлягер «Синий платочек». Это для нас - сияющая вершина, даже не хотим на нее замахиваться. Есть песни-реликвии, которые переиначивать, пусть и немного, не хочется».

О сценическом гардеробе. «Мне нравятся вещи с историей. У нас из современного гардероба почти нет ничего. Что-то находим в антикварных лавках, что-то на блошиных рынках. Ищем платья из атласа, бархата, тафты. У платьев из старой ткани и юбка шелестит по-особенному, и цвет необыкновенный.

Вот совсем недавно купила старинное платье. Оно было на крохотную девушку, но моя мама его ухитрилась перешить, и теперь у меня есть очередной винтажный наряд».

О любви и нежности. «На наши концерты в основном ходит молодежь. Ретро как-то в один момент стало очень модным. Мы выступаем на фестивалях, несколько лет подряд открывали «Кинотавр», пели для посла Евросоюза...

А еще поем в хосписе. И вот там даже смысл песенных текстов меняется на метафизическом уровне. Невольно ловишь себя на мысли: «Шульженко пела для солдат перед боями, из которых многие не вернулись, и мы сейчас выступаем для безнадежно больных, для которых сегодня, может, последний день в жизни». И вот лежат перед тобой люди на каталках, не двигаются, только слезы, бывает, заметишь в глазах. А после песни кто-то вдруг пошлет тебе воздушный поцелуй...» 

МЕЖДУ ПРОЧИМ 

Елена ВАЕНГА: «Синий платочек» не получался пять лет» 

Расспросить о феномене Шульженко мы решили у популярной сегодня исполнительницы Елены Ваенги. В конце концов как Шульженко привлекала слушателей душевной теплотой, так и Ваенга трогает сердца своих поклонниц. Близка ли по духу Елене Шульженко?

- Ой, трудно ответить! Время покажет, есть ли у меня что-то общее с Шульженко. Вот злопыхатели называют меня псевдоискренней певицей. Но ужас в том, что в творчестве я искренняя. Я живу песней, меня, когда я пою, просто не существует. Клавдия Ивановна тоже в песни вкладывала все силы, а гадкие людишки пытались ее очернить, называя шансоньеткой. Но, как говорил мой учитель Федор Леонидов, есть река Серебрянка, и ведром помоев ее не замутить. Я не сравниваю себя с Клавдией Ивановной, просто хорошо понимаю то, что она делала.

- А не хотели бы что-нибудь взять из ее репертуара?

- Я спела ее мегахит «Синий платочек», но до этого целых пять лет он у меня никак не получался. Чтобы подняться на высоту этой песни, нужно было спеть и прожить как минимум 20 - 30 фронтовых песен. Сейчас иду к шлягеру «Давай закурим, товарищ, по одной». Но... еще годик подожду. У меня же есть песня «Курю». Злые языки точно съязвят: «Ваенга все прокурила!» 

Ваенга поет «Курю», но мечтает о «Давай закурим, товарищ, по одной».

Четыре малоизвестных факта из биографии легендарной певицы 

Клавдии Ивановне нанимали «мальчиков для битья» 

1. Клавдия Ивановна имела слабость к хорошим и дорогим заграничным вещам. Ширпотребом брезговала. Во время войны даже в бомбоубежище брала с собой ридикюль с французскими духами, подаренными отцом. Из косметики предпочитала «Макс Фактор» и всех артистов, выезжавших за рубеж, просила привезти ей изделия этой фирмы.

Но ее стремление к красоте сейчас может показаться легкой безвкусицей. В ее квартире была розовая ванная, задрапированная розовыми тканями спальня, а на кровати восседал кот в розовом чепчике. Завершающим штрихом к портрету «домашней» Шульженко были ее прозвища - Кунечка и Буся. Так обращались к ней домочадцы.  

2. Несмотря на довольно приличную пенсию, 270 рублей, Шульженко, привыкшая жить на широкую ногу, на закате жизни бедствовала. За продуктами и столь любимой свежей клубникой она, не желая ни перед кем унижаться, шла не к директору, скажем, Елисеевского гастронома, а покупала на рынке.

Певица была вынуждена распродавать драгоценности и антиквариат, которые собирала всю жизнь. Когда в 1984 году она в последний раз уезжала в больницу (ЦКБ), в квартире остались лишь две ценные вещи - диван красного дерева, купленный у Лидии Руслановой, и рояль Дмитрия Шостаковича, который композитор проиграл в карты, а Шульженко выкупила.

3. Клавдия Ивановна обладала взрывным, скандальным характером. Молва утверждала: для того чтобы успешно выступить, ей необходимо было с кем-нибудь крепко поругаться. Директор Театра эстрады даже нанимал специальных «одноразовых» рабочих, которых Клавдия Ивановна перед каждым своим выходом на сцену отчитывала и увольняла. Выпустив пар, Шульженко выходила на сцену и блестяще пела. А в следующий раз ситуация вновь повторялась.

4. Отношения с властью у Шульженко складывались неровно. Уж очень Клавдия Ивановна была своенравной. В 1953 году ради новогоднего капустника в ЦДРИ она отказалась выступать перед Василием Сталиным. «По Конституции я имею право на отдых», - ответила Шульженко по телефону на звонок генеральского адъютанта.

Фото Клавдии Шульженко военных времен - певица с синим платочком.

А однажды Шульженко больше часа просидела в кабинете всесильного министра культуры СССР Екатерины Фурцевой. Когда наконец министр согласилась принять легендарную певицу, Клавдия Ивановна, войдя в кабинет, решительно заявила ей: «Мадам, вы плохо воспитаны», - и гордо удалилась прочь.

И все сходило ей с рук. Скажете, странно? А может, все оттого, что очень уж любили ее в народе?