Качество коммунальных услуг в Украине: Мы платим лучше, чем нас обслуживают

Почему в наших домах батареи отопления не дают положенной температуры? Почему вода не отвечает стандартам качества? И главное - как все это исправить?

Если проблемы ЖКХ не решать немедленно, нас ждут техногенные катастрофы.

Если взглянуть на 20-летнюю историю независимой Украины через историю ее жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), то мы увидим, что практически не было и года, когда бы тарифы на коммунальные услуги не повышались: где-то на 5-10%, где-то на 15-20%, а где-то и вполовину. При этом эксперты часто повторяют цифру: в СССР коммунальные платежи составляли 3-5% от реальной себестоимости услуг, остальное дотировалось из госбюджета. Таким образом, даже по грубым прикидкам выходит, что многократными повышениями тарифов за 20 лет мы уже достигли 100-процентного покрытия затрат жилищно-коммунальной отрасли. Так сказать, «догнали и перегнали Америку». Однако почему же коммунальная сфера у нас до сих пор остается проблемной?

КТО «ХЛЕБАЕТ» ИЗ КОТЛА

Власть в Украине всякий раз поет для народа одну и ту же мантру. Мол, тарифы повышать необходимо, потому что только так работу коммунальных систем можно сделать надежной и безаварийной, а услуги - качественными. Однако есть основания сомневаться, что все действительно так. 

На самом деле ведь власть всегда решает одну проблему - наполнение бюджета. При этом коммунальная сфера, и не она одна, всегда страдает от существующего принципа «общего котла». То есть когда коммунальные платежи от населения не остаются на развитие ЖКХ, а направляются на развитие ЖКХ. Это далеко не одно и то же. Деньги от населения поступают вначале на счета коммунальных предприятий, затем - в бюджеты низовых уровней и далее в бюджет государства, то есть в тот самый «общий котел». А там уже никто не разбирает, по каким именно каналам эти средства пришли и для чего изначально предназначались. 

В итоге коммунальщикам из бюджета деньги, конечно же, возвращаются. Но - не факт, что в полном объеме, и не факт, что вовремя. И уж, конечно же, нет гарантии, что вернувшиеся «вниз» средства будут правильно расходоваться, не прилипнут к рукам чиновников в виде «отката» подрядным организациям. Увы, жилищно-коммунальная сфера остается в Украине одной из самых коррумпированных. 

ЗА ЧТО МЫ ПЛАТИМ

Законодательство о правах потребителей, разумеется, предусматривает ответственность предприятий (теплогенерации, водо- и газоснабжения, лифтовых, мусороуборочных и др.) перед гражданами. Известны случаи, когда украинцы отсуживали ущерб, причиненный некачественными коммунальными услугами. Но случаи эти редки, потому что зачастую потребитель не имеет возможности оценить работу коммунальных служб. Ведь нам доступны лишь контрольные приборы, показывающие количественные величины. Мы видим, сколько киловатт электроэнергии потребили, но не знаем, качественная ли была эта энергия - соответствовала ли частота в сети действительно 50 Гц или случались перепады. Мы измеряем количество потребленной воды, но не можем проконтролировать ее химический состав - соответствует ли он ГОСТу. Мы можем знать количество использованного нами природного газа, но не имеем возможности измерить его качество. И только удивляемся, почему литр воды на одинаковых газовых конфорках в Киеве закипает за 9 минут, в Белой Церкви - за 11, а в одном из сел Фастовского района - за 15. Хотя газ вроде бы горит одинаково везде. Так за что мы платим? 

Для того чтобы отсудить ущерб у коммунальных служб, человеку нужно, чтобы соответствующая комиссия из жэка составила акт и зафиксировала в нем нарушение стандартов. И чтобы это нарушение подписал, скажем, представитель водоканала. Далее пойти с этим к юристу, который грамотно составит исковое заявление и поддержит его в суде. И все это, чтобы оспорить 40-50 гривен! Согласитесь, не всегда овчинка будет стоить выделки. Но, с другой стороны, 40-50 гривен ущерба на каждого жильца, на каждую квартиру в целом по стране выливаются в огромные денежные реки. И тут уже вопрос оказывается совсем не мелочным.

КТО ГЛАВНЫЙ ПО ТАРИФАМ

Конечно, мы должны понимать, что возрастают не только наши платежи, но и затраты коммунальных предприятий, производящих услуги. Дорожают энергоносители - значит, повышается себестоимость услуг, даже плохого качества. Кроме того, подорожание бензина тянет за собой повышение цен на продовольствие и другие товары. А значит, надо повышать зарплаты работникам коммунальной сферы, что также удорожает тарифы. 

У нас много говорится о том, что тарифы на ЖКХ должны быть обоснованными. Но всякий раз нет ясности - кто эту самую обоснованность будет определять, кто будет ее контролировать, кто и как проинформирует население? 

9 июля 2010 года Виктор Янукович подписал Закон «О национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг», согласно которому с 1 января 2011 года должен заработать новый государственный орган. Позже на официальном уровне было объявлено, что Кабмин намерен 7 февраля 2011 г. утвердить персональный состав этой комиссии. Но и этого не произошло. А совсем недавно, 10 марта, также на официальном уровне было заявлено, что уже подготовлен проект указа президента Украины о назначении членов этой комиссии. То есть, как видим, руководство страны явно запаздывает с выполнением собственных планов и обещаний по реформированию ЖКХ. 

Но даже если новый регуляторный орган и будет сформирован в ближайшие недели, не стоит надеяться, что он сразу же заработает эффективно. Потребуется время на адаптацию чиновников и на выработку ими алгоритма поведения, на формирование аппарата - поиск и притирку квалифицированных кадров и другое. 

ЖДАТЬ УЖЕ ПОЗДНО

Однако означает ли такое положение дел, что вся страна, включая политические и деловые элиты, общественные организации, должна ждать? 

Мне кажется, что ожидание работает против Украины. Системы коммунального хозяйства не модернизировались еще с советских времен, и запас прочности заканчивается. Случай в Алчевске в январе 2006 года, когда без тепла остались сотни домов, показал, что авария даже в одном относительно небольшом городе может серьезно угрожать безопасности всей страны. С одним-двумя Алчевсками коммунальщики и специалисты по чрезвычайным ситуациям еще в состоянии справиться, но если масштабных аварий, не приведи Господи, случится несколько в короткий промежуток времени, то это может повлечь за собой необратимые последствия. Специалисты со всей Украины бросятся спасать ситуацию и, возможно, «уронят всю коммуналку», оставив ее бесхозной и незащищенной, и тогда аварии посыпятся одна за одной. Сценарий, конечно, гиперболизированно-пессимистичный. Но кто рискнет утверждать, что он невозможен в принципе?!

В программе экономических реформ президента сфере ЖКХ посвящен целый раздел, где указаны основные шаги по преодолению кризиса. Это приведение тарифов к экономически обоснованному уровню, внедрение энергосберегающих технологий и снижение энергозависимости, повсеместная установка счетчиков, привлечение инвестиций в ЖКХ, выполнение программы создания обществ совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). Также речь идет о возвращении пени, обеспечении уровня проплат не ниже 95%, наведении порядка в системе субсидирования малоимущих.

Однако я, как депутат Киевского областного совета, считаю, что местные органы власти не должны ждать, когда нам спустят из центра спасительную «дорожную карту». Мы уже сегодня должны включиться в борьбу за качество предоставляемых населению услуг. Если стандарты не соблюдаются, оплата должна либо не производиться вовсе, либо производиться в меньшем объеме. Думаю, возможностей депутатского корпуса хватит для того, чтобы обеспечить контроль за работой коммунальных служб, за формированием экономически обоснованных, прозрачных тарифов. Также необходимо помочь людям в борьбе за свои права потребителей. 

Собственно, услуга только тогда приобретает характеристики товара, когда она соответствует заявленным стандартам. В противном случае нет качества - нет и товара. Так за что же платить?

Виталий Гудзенко, депутат Киевской областной рады (фракция «Сильная Украина»). 

Виталий Иванович Гудзенко, депутат Киевской областной рады (фракция «Сильная Украина»).

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Согласно данным исследований Института им. Горшенина 56,3% жителей нашей страны испытывают сложности при оплате коммунальных услуг, притом что эта статья расходов у среднестатистической украинской семьи стоит на втором месте после покупки продуктов питания. А статистика свидетельствует: уровень коммунальных проплат в нашей стране - 95-97%. 

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Считаю, что в каждом органе местного само-управления должна быть создана рабочая группа по вопросам качества коммунальных услуг. Главными направлениями ее работы должны быть:

* изучение реального состояния дел в сфере качества коммунальных услуг в каждом населенном пункте;

* разработка и реализация действенной программы улучшения качества услуг в каждой области, каждом районе, городе, поселке и селе;

* организация эффективной системы мониторинга качества услуг во всех городах и районах области.

Понимая всю важность данного вопроса и выполняя свои предвыборные обещания перед избирателями Киевщины, я, как депутат Киевского областного совета, инициировал создание подобной рабочей группы в областном органе местного самоуправления. Уверен, что у нас нет времени откладывать решение этой проблемы. И решить ее должны мы, депутаты.