Кошмар конвоира: зэки могут опрокинуть вагон

Сегодня у внутренних войск МВД Украины праздник. Им исполняется 200 лет. Одно из самых ответственных заданий, возложенных на бойцов ВВ, - это конвоирование, экстрадиция и охрана подсудимых. Как это происходит, с чем сталкиваются в дороге конвойные, узнавали корреспонденты «Комсомолки», побывав в арестантском вагоне, который называют «столыпинским».

Сегодня у внутренних войск МВД Украины праздник. Им исполняется 200 лет. Одно из самых ответственных заданий, возложенных на бойцов ВВ, - это конвоирование, экстрадиция и охрана подсудимых. Как это происходит, с чем сталкиваются в дороге конвойные, узнавали корреспонденты «Комсомолки», побывав в арестантском вагоне, который называют «столыпинским».

ВОЗЯТ С УДОБСТВАМИ

Главная задача конвойных - довезти узников до пункта назначения в целости и сохранности. А в дороге может произойти все что угодно.

На пункт сбора, а вернее, комендантско-диспетчерский пункт, мы прибыли заранее - чтобы изучить обстановку. Хоть это место и находится в центре столицы, зайти туда постороннему, а тем более выйти, непросто. Территория ограждена бетонным забором с колючей проволокой. На железнодорожных колеях стоят два вагона. Внешне они очень похожи на почтовые. 

- А где же знаменитые «столыпинки»? - интересуюсь у замначальника отдела конвоирования и охраны подсудимых Главного управления внутренних войск Сергея Осадчука.

- Да вот же они, перед вами! 

Признаюсь, поражена. Увидеть приличный голубой вагон, мало чем отличающийся от пассажирского, не ожидала.  

Оказывается, в середине 60-х годов плацкартные вагоны переделали под перевозку заключенных: убрали боковые полки, укрепили простенки, перегородили коридор решеткой, двери камер оснастили тремя замками. Поставили вытяжку, сигнализацию.  

В вагоне всего восемь камер. В трех - по три полки, в остальных - по семь: шесть стандартных и одна откидная. Маленькие камеры рассчитаны для перевозки женщин, несовершеннолетних, больных открытой формой туберкулеза и приговоренных к пожизненному заключению.  

ГОЛУБОЙ ВАГОН БЕЖИТ, КАЧАЕТСЯ

В вагоне, рассчитанном на 44 койко-места, перевозят максимум 80 осужденных. Естественно, не каждый сможет разлечься на полке, да и жестко на одних покрашенных деревяшках - матрасы с подушками не положены. Хотя даже на «этапе» существует определенная иерархия: нижние полки занимают те, кто «покруче» и свое место ни с кем не делят.

На решетчатой двери каждой камеры в глаза бросается небольшое оконце.

- Это чтобы можно было чай передать или еду, - объясняет Сергей Осадчук. -  Если везем на дальнее расстояние, то СИЗО выделяет для заключенных сухой паек. Как правило, хлеб и консервы. 

- Курить разрешено?

- Это очень большая проблема. Вообще-то запрещено, но мы идем на уступки, чтобы не вызвать недовольства. Хоть и есть вентиляция, просим, чтобы курили по очереди. 

В дороге по инструкции выходить из камер можно только в туалет. Который, к слову  сказать, выглядит почище, чем в некоторых обычных плацкартных вагонах. Вот только без окна, а на двери окошко, чтобы конвоир мог видеть, чем занимается спецпассажир. 

- А заварушки бывают?

- Это пресекается на корню. Часовой в коридоре следит за тем, чтобы заключенные не оскорбляли друг друга. Если страсти накаляются, приходится успокаивать - нельзя допустить драки. Зачинщиков стараемся вывести. В крайних случаях имеем право применить спецсредства - наручники, резиновую палку. В самом крайнем - пистолет. 

- Выбраться из камер сложно, а что еще могут предпринять ваши подопечные?

- Если конвоируемые договорятся, могут раскачать вагон и даже повалить его на землю. Он же всегда последний в составе. К счастью, у нас еще такого не случалось. 

Сергей Осадчук показывает откидную полку в «купе» для заключенных.

ПОБЕГОВ НЕ БЫЛО 

- Среди конвойных нет женщин, но вы же их перевозите. Как быть, если понадобится обыскать?

- Мы можем только досмотреть их вещи. И все. Да и вообще, обыски крайне редки. Если нам передают людей из 

СИЗО, их там до этого обыскивают.

- А если кто-то из барышень рожать начнет, готовы принять роды?

- Мы не конвоируем женщин, срок беременности которых превышает шесть месяцев, поэтому роды еще не принимали. А вот с психически больными дело приходилось иметь. Таких стараемся брать в сопровождении медика. Были случаи, когда в дороге умирали.   

Побегов из вагона, как утверждают конвойные, никогда еще не было. Да и возможности такой нет. Прямо из поезда за пять-десять минут под конвоем заключенных грузят в автозак.

СОБАКА ЛАЯЛА НА ДЯДЮ ФРАЕРА

С диспетчерского пункта поступает сигнал: «Едут». Из вагона выходят вооруженные конвойные, а на территорию заезжают три автозака.

- Сколько человек привезли и куда везете? - интересуюсь у начальника караула.

- Сегодня 59 осужденных едут в колонии Житомирской области. Среди них двое подростков, одна женщина.

Бойцы занимают позицию возле вагона. Из автомобиля выходит один из конвойных с овчаркой. Первый автомобиль вплотную подъезжает к вагону, открывается дверь, и начальник караула дает указания, кого куда заводить.

В проеме показывается огромная клетчатая сумка. Мужчина ловко перепрыгивает с подножки машины в тамбур, при этом тянет за собой еще одну такую же сумку. До этого мирно ведущий себя пес начинает  лаять. И так идет выгрузка-погрузка из всех машин. Количество людей и вещей просто поражает, учитывая маленькие размеры камер.   

Как только выгрузился последний зэк, мне позволили заглянуть в коридор. Камеры битком набиты, в воздухе стоит плотный запах пота и давно не стиранной одежды. Попутчики негромко переговариваются, пытаясь впихнуть имущество и хоть как-то устроиться. Работе конвойных, мягко говоря, не позавидуешь. А ведь на обратном пути они тоже поедут не порожняком. Из некоторых колоний в Киев привезут заключенных в суды.

- Вам за вредность молоко дают?

- Да что вы, какое молоко! - смеется Сергей Осадчук. - После такого рейса несколько дней отдыха - и снова в путь. Так и ездим из Киева в Харьков, Днепропетровск, Житомир, Тернополь и обратно.  

Когда уходили, у ворот уже стояла «кукушка» - так зэки называют тепловоз, который отвезет вагон на вокзал и прицепит к обычному пассажирскому поезду. На следующий день осужденные уже будут осваиваться на зоне.

Зэков перегружают из автозака в вагон под охраной конвойных с собаками.

 

 

СПРАВКА «КП»

Внутренние войска Украины ведут свою историю с 1811 года, когда согласно Высочайшему Указу российского императора Александра I были созданы специальные воинские формирования внутренней стражи с целью охраны «тишины, спокойствия и благочиния».

На территории Украины дислоцировалось 10 губернских батальонов: Черниговский, Киевский, Харьковский, Полтавский, Херсонский, Таврический, Житомирский, Екатеринославский, Каменец-Подольский и Тернопольский.

***

Впервые вагон-заки, в миру «столыпинские вагоны», появились в 1908 году во времена известного премьер-министра царской России Столыпина. Это были обычные товарные вагоны, приспособленные для перевозки переселенцев из Европейской России в Сибирь, которые по имени инициатора массового переселения - Столыпина - стали называться «столыпинскими». Когда переселенческая кампания пошла на спад, «столыпинские вагоны» начали использовать для перевозки осужденных.

Фото Максима ЛЮКОВА.