Ефим ШИФРИН: «В нашей профессии много мути»

Известному актеру и юмористу 25 марта исполнилось 55 лет.

Шифрин не то что камень - горсти песка в огород коллег по цеху не бросит. Фото Максмима ЛЮКОВА.

Среди юмористов он, пожалуй, один из немногих, кто не мельтешит безотлучно в телевизоре. Как шутит Шифрин, раньше он лез к зрителям чуть ли не из утюга. А сейчас телевидение заменил театром. С Ефимом мы встретились в Театриуме на Серпуховке, где он участвует в спектакле Михаила Козакова «Цветок смеющийся». 

- Новое поколение комедиантов чем смешит? И что исчезло из эстрадного юмора?

- Вместе с девяностыми закончилась сатира. Ну да, мы шутили про тещу, управдома и всякие бытовые несуразности - в границах, разрешенных Главлитом. А в новых телепроектах осталась только юмористика. Хорошая она или плохая, отдельный вопрос, но в пределы сатиры сейчас немодно вторгаться. Но если вы ждете, что я кину камень в огород нынешней эстрады, так я и горстки песка туда не брошу. Все циклично.

- Нынешняя эстрада, бывает, халтурит, но и в вашем репертуаре не все было блестяще.

- Мне хотелось сразу всего и много. И неизбирательность в отношении текстов мне, конечно, аукнулась. Я и не заметил, как оказался в потоке,  а в искусстве не место конвейеру. Лучше взять паузу и ждать, как Нонна Мордюкова или Юлия Борисова. Но меня отчасти оправдывает то, что меня долго не показывали по телевизору. (Смеется.) Это случилось только в 1986 году. И я начал сниматься где ни попадя. 

- Вы ни с кем из юмористов не ищете дружбы. Почему?

- Актерская дружба всегда лукавая, по-другому быть не может. В семье, где два актера, призраком бродит зависть к успеху. Даже если это успех близкого тебе человека. В нашей профессии много со дна поднятого ила. Много мути.

- А вы когда-нибудь оцениваете работу ваших коллег?

- Тут важно не брюзжать. Мне попалось на глаза давнее интервью с моим другом - покойным Яном Арлазоровым. Оно было мрачным. Ян как будто был подвешен на гвоздь вечного недовольства. Он критиковал всех и вся и свое положение на эстраде считал уникальным. Обостренная чувствительность иногда оборачивается нездоровьем.  Я скажу так: мое близкое окружение приучило меня к мысли, что я не гений. Друзья мне всегда говорят, где я плохо сыграл. Смотришь на заносы известного человека и думаешь: «Это тебе только кажется, что ты летишь. На самом деле тебя несут».

- Из-за чего все-таки вы ушли из «Аншлага»?

- Были и вкусовые разногласия, и финансовые претензии… Все эти годы я снимался там бесплатно, кое-какие номера показывали без моего ведома. Сейчас уже можно пролить свет на это: на самом деле мы объявили об уходе втроем: я, Клара Новикова и Михаил Евдокимов. Но... Евдокимов и Новикова, не предупредив меня, решили вернуться обратно. Хотя инициатива расстаться с «Аншлагом» исходила не от меня. Евдокимов потом объяснил мне свое возвращение, а от Клары я  объяснений и не ждал. Прошло уже много лет, но их поступок я не могу назвать благородным.