Частники отучат кондукторов и водителей воровать

Электротранспорт Харькова оказался в странном положении: депо содержит коммунальное предприятие, а зарплату сотрудникам будут выдавать частные перевозчики. Как это все будет, разбирался корреспондент «КП».

Забастовка электротрансовцев 2010 года. Больше подобное не произойдет? Фото из архива "КП".

Фантастическую, на первый взгляд, перспективу городского транспорта нарисовал намедни губернатор Михаил Добкин (см. «КП» за 22 марта и сайт kp.ua). Он сообщил, что «ГЭТ» вскоре будет заниматься только подвижным составом, оплатой электроэнергии и содержанием четырех депо. Очередных повышений тарифов на проезд не планируется, а зарплату водителям «рогатых» будут выдавать... частники.
- Автоперевозчики, я уверен, тоже будут зарабатывать, - поделился планами Михаил Маркович. - Маршруты не сократятся и качество обслуживания не ухудшится, и при этом мы уйдем от очень многих проблем. Мы в этом первопроходцы.

Депо уже распределены

Описанный губернатором процесс уже пошел. Заместителем директора по экономике КП «ГЭТ» уже два месяца работает собственник автобусных маршрутов на Пятихатки. Между частниками распределены и все четыре депо.
- Наша задача, как кризис-менеджеров, - добиться того, чтобы водители троллейбусов и трамваев получали зарплату, - рассказывает директор автопредприятия Николай Шевченко. - Я считаю это безобразием: кроме того, что воруют, они еще и зарплату хотят. Мы наведем порядок. Как мне кажется, доходов городская власть не видит. А если это перейдет в управление частной структуры, будут там воровать?
- Для пассажиров трамваев и троллейбусов ничего не изменится, - заверил «Комсомолку» директор КП «Горэлектротранс» Сергей Почепецкий. - Как ездили люди, так и дальше будут ездить. Просто руководство города и области ищет пути развития, чтобы услуги транспорта становились качественнее.

«Ничего похожего в мире нет»

Специалисты не понимают смысл нововведений и даже подозревают, что здесь что-то нечисто. Мол, это исключительно харьковское ноу-хау, когда коммунальным горэлектротранспортникам будут платить автобусники-частники.
- Ничего похожего в мире нет, - пожимает плечами заслуженный экономист Украины Леонид Рубаненко. - В некоторых немецких городах убыточный транспорт присоединили к прибыльному водопроводу, чтобы перекрывать  транспортные убытки. Но там это все коммунальное, свое. В нашей ситуации частники будут только рады. Они станут диктовать городской власти свои условия. Ведь «ГЭТ» - это коммунальная структура, а с частниками придется договариваться.

Подробности

Зарабатывают больше, чем могут?

Согласно данным облстата, за два месяца 2011-го троллейбусами и трамваями воспользовались в общей сложности 26 млн пассажиров, из которых 17,6 млн - льготники. Если темпы сохранились, услугами «рогатых» должны ежедневно пользоваться примерно 140 тысяч нельготников и приносить за это в кассу КП «ГЭТ» около 210 тысяч гривен.
В то же время, по данным руководства коммунального предприятия, после изменения тарифа на проезд «Горэлектротранс» ежедневно стал зарабатывать по 250 тыс. грн (было 160 - 170 тысяч).