Американская разведка перехватила последние слова Владимира Комарова, сообщает со ссылкой на издание The Daily Mail.
- Когда Комаров несся к земной поверхности и верной смерти на потерпевшем аварию "Союзе-1", было слышно, как он кричит и проклинает "людей, которые посадили его в халтурно сделанный космический корабль, - пишет газета.
Аналитик Национальной безопасности США, названный в книге "Перри Феллуок", сообщил авторам книги, что подслушал, находясь на американской станции радиошпионажа в Турции, разговоры Комарова с Центром управления полетами и председателем правительства СССР Алексеем Косыгиным.
- По словам Феллуока, на записи слышно, как Косыгин плачет и говорит Комарову, что тот герой, - пишет газета.
Эта информация содержится в книге Джейми Дорана и Пирса Байзони "Звездный человек: правда, которая стоит за легендой о Юрии Гагарине" (Starman, The Truth Behind the Legend of Yuri Gagarin, by Jamie Doran and Piers Bizony), которая увидит свет в апреле. В книге рассказано о дружбе Комарова с его коллегой Гагариным. Согласно книге, оба знали, что "Союз-1" ненадежен.
- Комаров должен был достичь орбиты на "Союзе-1". На следующий день должен был взлететь второй космический корабль с двумя другими космонавтами на борту. Корабли должны были встретиться и состыковаться, а Комаров - перебраться из одного на другой и вернуться домой на втором корабле. Планировалось, что это будет триумф советских космонавтов в честь 50-летия коммунистической революции, - повествует издание.
Как утверждает газета, при проверке на "Союзе-1" было выявлено 203 недостатка конструкции. "Однако никто не посмел рассказать советскому лидеру Брежневу о недоработках: все боялись понижения по службе, увольнения или ссылки в "Сибирь для дипломатов".
За несколько недель до старта Комаров встречался с разжалованным сотрудником КГБ Вениамином Русаевым и сказал ему: "Из этого полета я не вернусь". Когда Русаев спросил, почему Комаров не отказывается лететь, тот ответил, что в случае его отказа пошлют дублера.
- Это Юра, и он погибнет вместо меня. Мы должны его поберечь, - сказал Комаров, имея в виду Гагарина, и заплакал.
23 апреля 1967 года "Союз-1" стартовал, и вскоре начались неполадки. Старт другого корабля, назначенный на следующий день, отменили, и Комаров лишился надежд на благополучное возвращение. Затем не раскрылся парашют спускаемого аппарата, а двигатели при ударе о землю взорвались.