Эту ленту пока мало кто видел, но многие заранее готовы проклинать: мол, разве получится у режиссера Сарика Андреасяна превзойти всеми любимый рязановский фильм?.. Да и вообще, сколько можно снимать ремейки?
Корреспондент «КП» посмотрел ленту и постарался беспристрастно сравнить ее с оригиналом.
«Служебный роман» (1977)
Режиссер - Эльдар Рязанов
Место действия
Типичный советский НИИ, расположенный в хмурой сталинской высотке. Населен разного рода прогрессивной интеллигенцией, которая вместо строительства светлого будущего по большей части решает проблемы личного характера.
Калугина (Алиса Фрейндлих)
Начитанная женщина 36 лет с неудавшейся личной жизнью. По этому поводу, впрочем, она поначалу вроде бы несильно переживает. Фактически живет на работе, так как возвращаться в пустую просторную квартиру по вечерам не очень хочется. Трудоголик каких еще поискать. К подчиненным строга, но справедлива. Внешность ниже всякой критики - зализанные назад волосы, полное отсутствие макияжа и один мешковатый коричневый костюм на все случаи жизни. Тем разительнее перемена в финале, когда она наконец сделает прическу, накрасится и пройдет по НИИ походкой от бедра.
Новосельцев (Андрей Мягков)
Рефлексирующий советский интеллигент средних лет, оставленный женой с двумя сыновьями на шее. Явный родственник «маленького человека» из классической русской литературы. Плохо пишет отчеты и еще хуже выстраивает отношения с начальством. Есть у Новосельцева, впрочем, и собственная маленькая гордость - уязвленное самолюбие, которое и подталкивает его к «служебному роману» с Калугиной, превратившемуся, впрочем, в историю укрощения строптивой.
Самохвалов (Олег Басилашвили)
Вальяжный тип, покатавшийся по заграницам и дарящий по этому поводу всем подряд дорогие американские сигареты. О карьере вроде бы думает, но получение должности заместителя Калугиной воспринимает без особых эмоций. Становится злодеем поневоле - и виной опять-таки уязвленное самолюбие после того, как Новосельцев лезет с ним в драку из-за Оли Рыжовой. Впоследствии своим поступком оказывается не очень доволен.
Рыжова (Светлана Немоляева)
Простая как пять копеек блондинка, стремящаяся ухватить последнюю пару импортных сапог, выброшенных в ГУМе. Влюблена в Самохвалова, пишет ему проникновенные письма, но взаимности не добивается. Типичная советская женщина с ярким прошлым, тусклым настоящим и неопределенным будущим.
Секретарша Верочка (Лия Ахеджакова)
Верочка, острая на язык модница, все про всех знает, но никому ничего не говорит. Видимо, обременена проблемами в личной жизни и весь фильм их решает с помощью телефонных звонков, заканчивающихся предложением завести детей от неведомого зрителю собеседника. Одета всегда подчеркнуто нарядно. Именно она научит Калугину походке от бедра, чем подтолкнет к полному преображению.
«Служебный роман. Наше время» (2011)
Режиссер - Сарик Андреасян
Место действия
Типично новомодное рекламное агентство, наполненное десятками томящихся от безделья (или имитации бурной деятельности) сотрудников. Офис расположен в современном здании из стекла и бетона.
Калугина (Светлана Ходченкова)
Светлана Ходченкова играет современную акулу бизнеса в строгом деловом костюме, жесткую и скорую на расправу.
Вполне современная стерва - ролевая модель читательниц глянцевых журналов и романов Юлии Шиловой. Она не Мымра в прямом смысле этого слова.
Внешность героини в начале фильма вполне презентабельна, даже намеки на макияж имеются. В финале соответственно становится краше, но незначительно. Тут, говорят авторы фильма, вся соль во внутренней красоте и чувственности, которую в героине пробудил Новосельцев.
Новосельцев (Владимир Зеленский)
Типичный представитель «офисного планктона».
Юноша под 30, просиживающий штаны на нехлебной должности не столько из-за своей робости, сколько из-за природной лени. Обременен двумя дочками-школьницами.
Вроде бы неказист, но наделен сценаристами обаянием. Главная фишка фильма связана как раз с ним - именно Новосельцев в новом «Служебном романе» преобразится физически и гордо пронесет по офису свой новый имидж под до боли знакомую музыку Петрова.
Самохвалов (Марат Башаров)
Марат Башаров в образе длинноволосого хлыща с очками в дорогой оправе.
Носит красивые костюмы и упивается самовлюбленностью. Беспринципный карьерист, идущий к вершинам и по пути сметающий все на своем пути. Вывозит все рекламное агентство на корпоратив в Турцию. Однозначно отрицательный персонаж, сознательно желающий насолить Новосельцеву.
Рыжова (Анастасия Заворотнюк)
Недалекая брюнетка за 30 с неустроенной личной жизнью. Сохнет по Самохвалову, но никак не может решиться на финальный шаг. Анастасия Заворотнюк, играющая Рыжову, не сильно изменила характер своей героини по сравнению с оригинальным фильмом. Разве что привнесла суржиковый акцент «моей прекрасной няни», от которого ей никак не удается избавиться.
Секретарь Вадик (Павел Воля)
Вадик, манерный метросексуал, зачитывающийся глянцевыми журналами.
Всех немного презирает, но в силу своей скромной должности высказать свое отношение персонажам впрямую не может.
В новом фильме линия секретаря будет расширена - как и в исходной пьесе Рязанова и Брагинского «Сослуживцы», у персонажа появится пассия. Главная интрига - какого пола будет эта пассия.
КСТАТИ
Заворотнюк боялась, что ее примут за сумасшедшую
Что говорили актеры новой версии «Служебного романа» журналистам.
* Светлана Ходченкова в интервью «Комсомолке»:
- У меня нет такой цели - обязательно показать фильм Фрейндлих и услышать ее мнение. Понравится - буду рада. Не понравится - ну что ж. Понятно, что нас будут сравнивать, но надо не забывать, что мы играли в разных фильмах.
* Анастасия Заворотнюк в телепрограмме «Кино в деталях»:
- Мне очень нравилось играть в этом фильме. Я прошла через серьезный кастинг, а для меня проще уехать сниматься год в тайге, чем сходить на пробы. Я ночь не спала, с четырех часа утра ходила по квартире и придумывала свою героиню. Уже и четыре монолога придумала, и квартиру двухкомнатную на Мичуринском, которая, конечно, маленькая, но зато рядом с парком. В итоге пришла и подумала, что режиссер меня выгонит со словами: «Сумасшедшая какая-то!» Но не выгнал...
* Марат Башаров «Комсомолке» - о своем герое и Олеге Басилашвили:
- Я всегда был большим поклонником этой его роли. Поэтому, когда мне предложили сыграть Самохвалова, я тут же согласился.
* Олег Басилашвили - о ремейках и Марате Башарове:
- Марат Башаров? А кто это такой? Я не знаю такого артиста. А ремейки делают те, у кого не хватает фантазии придумать что-нибудь свое.
* Светлана Немоляева - о ремейках и фильме Рязанова:
- Не буду ничего говорить про Анастасию Заворотнюк в роли Ольги Рыжовой. Пока не увижу фильм, не стану оценивать актерские работы. Но делать ремейк классического фильма - это ошибка. Зачем? Даже молодые зрители знают «Служебный роман» Рязанова наизусть...
Взгляд с 6-го этажа
Вотум недоверия
За несколько дней до выхода в прокат «Служебного романа. Нашего времени» в соцсетях начались призывы бойкотировать фильм. Инициатором акции выступил кинокритик Александр Колбовский. Он обратился к зрителям с воззванием: «Призываем всех людей доброй воли бойкотировать новый «Служебный роман», а 17 марта остаться дома, вставить диски в проигрыватели, открыть компьютер и смотреть старый, любимый. Почему? С нас достаточно «продолжений», мы - не пластмассовые куклы». Однозначной поддержки этот призыв, впрочем, не встретил. Многие все-таки справедливо предпочли воздержаться от оценок фильма до его просмотра.
Идея снять ремейк классического фильма не кажется такой уж чудовищной. В пример, понятно, можно привести Голливуд, который из года в год перелицовывает свои и чужие классические фильмы на новый лад. Да, отрицательных примеров куда больше, чем положительных. Ну и что? Ничего ведь не произошло с эталонным триллером Анри-Жоржа Клузо «Дьяволицы» после того как в 1996 году в Голливуде очень посредственно пересняли этот фильм с Шэрон Стоун и Изабель Аджани. И классический ужастик «Плетеный человек» (1973) не стал хуже из-за того, что его решили переснять в 2000-е...
И со старым «Служебным романом» ничего не случится, даже если новая версия выйдет плохой. Сдается мне, что в данном случае мы слишком трепетно относимся к своему старому кинематографу. И не до конца понимаем, что хуже от нового плохого продукта станет не Рязанову и героям его картины, а лишь создателям нового фильма. Даже если они срубят деньги сейчас, в следующий раз публика десять раз подумает, прежде чем платить за билет.
Кстати, аналитики, следящие за кассовыми сборами, не предрекают фильму Сарика Андреасяна триумфа. Прогнозы весьма скептические - около 7 - 10 миллионов долларов за весь срок проката. По сравнению с 50 миллионами второй «Иронии судьбы» это просто слезы. Так что вотум недоверия, похоже, вынесен и без всяких призывов к бойкотам.