Александр ЯЦУНЬ: «Реформы высшего образования и экономики должны проходить одновременно»

Страна вошла в период реформ. Болезненных, но актуальных. Будь-то административная реформа или пенсионная, реформа налогового законодательства или жилищно-коммунальных услуг.

Стоимость высшего образования может подорожать уже в ближайшее время.

Не обойдут стороной реформаторские инициативы и сферу образования. 

В Верховной Раде находятся уже сразу три законопроекта, которые предлагают реформировать систему украинского образования. В чем суть этих законопроектов, станут ли они реформой и куда заведут систему отечественного образования? Об этом в эксклюзивном интервью нам рассказал председатель Киевской городской организации Профсоюза работников образования и науки Украины Александр Яцунь.

ВУЗАМ НЕОБХОДИМА СТРУКТУРИЗАЦИЯ

-   Александр Михайлович, вы принимали участие в подготовке законопроекта относительно изменений отечественного образования. Какова суть этих инициатив?

- Наш профсоюз занял принципиальную позицию относительно этого законопроекта. Во-первых, реформа высшего образования должна проходить вместе с реформированием экономики страны. Во-вторых, модернизация в консервативной системе образовательных ценностей может быть эффективной при взаимном доверии власти и университетов. Поэтому мы отстаиваем  следующие приоритеты: развитие вузов, стимулирование преподавателя, мотивация студента,  государственная поддержка.

- В парламенте сейчас находятся три законопроекта, какой из них - с вашими доработками?

- Министерский. Так как МОН (Министерство образования и науки Украины) - наш социальный партнер. Кстати, 1 марта 2011 года мы подписали отраслевое соглашение на следующие 5 лет. 

С целью доработки проекта Закона Украины «О высшем образовании» (новая редакция) министр утвердил экспертную рабочую группу, которая рассматривает критические замечания и предложения к документу.

Одно из новшеств законопроекта МОН - определение статуса вузов: классический университет, профильный университет, академия, колледж, профессиональный колледж.

Так, классический университет - это подготовка по 8 и более отраслям образования, наличие специализированных ученых советов по присуждению ученых степеней не менее чем по 12 специальностям... 

- А с другой стороны, эти критерии - панацея?

  - Не совсем. Должны быть и другие критерии. Это и количество монографий, учебников, ссылок на труды профессоров университета. Например, не менее 10 монографий в год. С другой стороны, очень важна оценка работодателей.

- А если обратиться к зарубежному опыту? Как там?     

- В Шанхайском рейтинге среди основных критериев - количество Нобелевских премий и медалей Филдса, полученных преподавателями и выпускниками (по итогам 2010 года I место - Гарвард), число статей, опубликованных в известных научных журналах, и т. д.

- Зачем нужна такая градация, предложенная МОН?

- На мой взгляд, это временная попытка избавиться от малых вузов. Важно, чтобы в запланированном слиянии и поглощении не пострадали трудовые коллективы.

- Какие еще принципиальные изменения ожидают отечественное образование?

- Приведение в соответствие с европейскими стандартами:

1) Образовательно-квалификационные уровни:

* младший бакалавр;

* бакалавр;

* магистр.

2) Образовательно-научные уровни:

* доктор философии;

* доктор наук.

А также:

Ученые звания - доцент, профессор, старший исследователь.

Научные степени - доктор философии, доктор наук.

- Этот законопроект вызывает негативный резонанс в обществе, особенно со стороны студенчества. Студенты недовольны нормой, которая повышает стоимость обучения. Так ли это?  

- Да, это проблема, которая вызывает естественный негативный резонанс в студенческой среде. Раньше как было? Подписывался контракт на весь период обучения. Если эта сумма составляла, например, 10 тысяч гривен в год, то она и весь период обучения оставалась неизменной. В новом законопроекте появилась норма, согласно которой оплата за обучение каждый год может пересчитываться с учетом  инфляции. Если инфляция 10%, то  стоимость обучения за год также вырастет на 10% и будет составлять  около 12 тысяч гривен, а потом 13, 14 и т.д. За пять лет родители студента, а именно они в основном финансируют обучение (очень редко это делает юрлицо), заплатят значительно большую сумму, нежели та, по которой заключался изначально контракт. Думаю, что рабочая группа снимет эту норму.

 

- В Украине в подавляющем большинстве случаев платят родители. За рубежом разве не так?

- В Англии работает система определения степени обеспеченности семьи. Студентам из малообеспеченных семей государство частично оплачивает обучение. В США, странах ЕС талантливым студентам предоставляются гранты, именные стипендии.

- У нас тоже есть гранты…

- Да, президентские, некоторых меценатов. Но их удельный вес - минимальный.

ПРОФСОЮЗЫ ПЕРЕХОДЯТ ОТ ДИАЛОГА К ПРОТЕСТАМ

- Украина все больше уходит от стандартов Болонского процесса. Я так понимаю, предлагаемый законопроект «О высшем образовании» укрепляет это отдаление на законодательном уровне? 

- Болонская декларация - определенный ориентир, один из механизмов вхождения в Европу. А законопроект действительно направлен скорее на управление, чем на развитие. Эти шаги способствуют централизации, а не автономии. Когда мы говорим о стандартах образования, то в первую очередь должны уравняться   стандарты заработной платы преподавателей университетов Франции, Германии, Италии и Украины. У них в среднем €3-5 тыс., у нас - 3 тыс. гривен… Грустно.

- Но все это долгое время оставалось лишь декларацией. Первым реальным шагом стало введение тестирования... 

- Меньше стало «блатных», но больше не способных к учебе в высшем учебном заведении. К примеру: на первый курс КПИ поступило 3200 студентов. Из них 400 уже отчислено по итогам первого семестра 2010-2011 учебного года за академнеуспеваемость. Это огромная проблема. Нынешний год объявлен президентом годом образования и информационного общества. Есть соответствующий Указ «О мерах по обеспечению приоритетного развития образования в Украине» (от 30.09.2010). Но, к сожалению, правительство не предусмотрело финансирование этих мер в государственном бюджете на 2011 год. Хронически не выполняется ст.57, ст.61 закона об образовании. Заморожена единая тарифная сетка. Только на должностных окладах учитель высшей категории недополучает 700 гривен, а доцент - 1100 гривен ежемесячно. Поэтому наш профсоюз переходит от безрезультатного диалога к акциям протеста.

- У нас большинство преподавателей - противники Болонского процесса…

- Да, большинство профессоров и доцентов не скрывают, что Болонская декларация негативно отразилась на образовательном процессе. Особенно ощутимо стандартизация учебы и введение зачетных баллов ударили по гуманитарным направлениям. Есть путаница с учебными программами и проблемы с трудоустройством молодежи с «корочками» бакалавра. Ведь четырехлетний бакалавриат воспринимается как неполное высшее образование. Хотя современному работодателю нужны генераторы знаний, а не дипломы. Следует менять психологию.

ОТ ЭКОНОМИКИ СЫРЬЯ К ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ

- Как, по вашему мнению, этот законопроект «О высшем образовании» тянет на реформу или речь идет всего лишь о косметических правках? 

- Скорее это латание дыр, которые образовались в течение двух десятилетий.

- То есть речь идет не о реформе, а об инвентаризации? 

- Не хочу давать пессимистические прогнозы, но реформы должны проходить при полной поддержке учителей и преподавателей, учеников и студентов, родителей и общественных организаций. Чиновникам необходимо слушать и слышать людей. А решение принимать путем консенсуса.

- Каждая реформа должна давать надежду на лучшее будущее. Вы видите «свет в конце тоннеля» в сфере образования?

- По оценкам международных экспертов, Украина вошла в десятку стран, которым грозит дефолт (6-е место после Венесуэлы, Греции, Аргентины, Ирландии, Португалии). Но у нас действительно есть шанс - это переход от экономики сырья к экономике знаний.

И только создание стоимости в наукоемкой экономике будет формировать конкурентный продукт. Кстати,  по IT-технологиям мы не плетемся в хвосте, имеем авиакосмические проекты, энергетический и аграрный потенциал. 

Один пример. Государство выставило на приватизацию ЗАО «Укртелеком» за 10,5 млрд грн. Этот ресурс, по-моему, необходимо сконцентрировать на создании отечественной Силиконовой долины. Только из киевского лицея «Лидер» вышло 12 талантливых победителей международных олимпиад по математике и программированию - ныне ведущих университетских ученых от Чикаго до Сорбонны, успешно генерирующих инновационные продукты. Их необходимо пригласить на родину и предоставить адекватные условия. 

Деятельность сконцентрированных в одном месте высококвалифицированных инженеров, ученых, бизнесменов даст небывалый  результат. Через 5 лет инвестиции окупятся, а черед 10 мы будем европейским государством с конкурентной экономикой. Для этого нужны политическая воля руководства страны и доверие институтов гражданского общества, в первую очередь - профсоюзов.