Еще раз о «железных наркомах» Сталина

Сначала - о словах руководителя Счетной палаты РФ Сергея Степашина в печати о том, что сейчас в России на душу населения «сидит» больше, чем в СССР...

Лаврентий Берия (слева) всегда был в одной команде со Сталиным на «корабле революции».

После моей публикации архивных материалов о том, кто же из наркомов госбезопасности и внутренних дел, начиная с ленинских времен, был самым «кровавым» (см. «КП» за 25.01.2011 и здесь >>), я получил огромное количество откликов и вопросов читателей. Это понятно: архивы открыли подлинную, а не сочиненную политиками картину репрессий в СССР.

Конечно, рамки газеты не позволяют рассказать о цифрах более подробно и, в частности, дать необходимые комментарии к ним. Думаю, все встанет на свои места в моей книге «Сталин и Христос», которая явится продолжением книги «Как убивали Сталина» и выйдет в марте - апреле 2011 года.

Но на некоторые ваши вопросы я постараюсь ответить уже сейчас.

КОГДА ЖЕ СИДЕЛО БОЛЬШЕ?

Сначала - о словах руководителя Счетной палаты РФ Сергея Степашина в печати о том, что сейчас в России на душу населения «сидит» больше, чем в СССР. Да, официальная статистика 1922 - 1953 годов подтверждает эти высказывания. В публикации от 25.01.2011 г. я комментирую их по годам и лицам, используя данные из секретных архивов Госбезопасности.

В связи с этим спрашивают, как после этого относиться к цифрам в разоблачениях Роя Медведева, Александра Солженицына и других авторов? 

К сожалению, как публично признавался, например, Рой Медведев, он, как и многие исследователи, не имел возможности пользоваться секретными архивами и делал  свои расчеты на основании рассказов репрессированных, прошедших ужасы ГУЛАГа. Отсюда завышенные цифры жертв репрессий.

В приведенные цифры репрессий входят не только осужденные за уголовные преступления и политику, но и лица, а часто и целые семьи, признанные органами Госбезопасности для данной местности неблагонадежными в той или иной критической ситуации. Они подлежали выселению в необжитые районы страны, а в особых случаях даже высылке за пределы СССР, как это было, например, с семьей Троцкого и разными антисоветски настроенными деятелями науки, искусства, политики и т. д.

Что же касается разоблачений Александром Солженицыным порядка арестов, ведения допросов, оформления документов следствия и принятия на их основании решений «Особыми совещаниями», «тройками», «двойками» и т. д., то это во многом - правда.

Вместе с тем нельзя не отметить, что в архивах есть масса документов, указывающих на то, что когда до высшего руководства страны доходили жалобы на беспредел в органах Госбезопасности, то тут же принимались меры по пресечению явных беззаконий. В итоге вчерашние палачи и судьи оказывались на скамье подсудимых, многие из которых за содеянное поплатились жизнью.

Вот пример одного такого разбирательства на основании жалобы, дошедшей до Сталина из Соловецких лагерей. Сталин написал В. Куйбышеву и А. Жданову: «Обращаю ваше внимание на приложенные документы, особенно на записку Ревиса. Возможно, что содержание обоих документов соответствует действительности. Советую:

а) поручить комиссии 

в составе Кагановича, Куйбышева и Акулова проверить сообщение в документах;

б) вскрыть до корней недостатки «следственных приемов» работников бывшего ОГПУ;

в) освободить невинных, пострадавших, если таковые окажутся;

г) очистить ОГПУ от носителей специфических «следственных приемов» и наказать последних «невзирая на лица».

Дело, по-моему, серьезное. И нужно довести его до конца. Сталин».

ЧАСТО СЛЕДОВАТЕЛИ БЫЛИ ЕДВА ГРАМОТНЫМИ

Для понимания всех причин многих беззаконий того времени надо сказать, кто и как производил аресты, вел следствие и принимал решения об осуждении. Конечно, в Госбезопасности были и кровожадные садисты. Но все-таки не они задавали тон беззаконий при проведении политики репрессий.

Одной из причин, например, стали огромные масштабы нарушений законов  населением в период нэпа и в последующие годы. Эти самые масштабы заставили привлечь в органы госбезопасности множество новых сотрудников, готовых наводить порядок, но не имевших юридического образования и навыков работы. Именно этим объясняется массовость неправильно оформленных следственных дел и, как итог, поломанных судеб…

Кстати, чтобы одолеть политических противников и победить в борьбе с преступностью, сперва Ленин, а потом и Сталин со своим окружением решили взять на вооружение царский опыт Александра III, который еще в 1881 году даже в менее критической ситуации ввел вместо обыкновенных судов, так сказать, «быстрые суды», назвав их «Особые совещания», как позже назвал свои органы «немедленного правосудия» и Сталин. Упразднили их только после смерти вождя. Так что «Особые совещания» просуществовали с 1922 по 1953 год.

Для всех этих «Особых совещаний», «троек», «двоек» и т. д. требовалось огромное количество чекистов. Между тем, повторю, юридическая подготовка подавляющего большинства сотрудников Госбезопасности была близкой к нулю. Именно этим во многом объясняется юридический произвол даже в рамках «Особых совещаний», которые уже сами по себе являлись внесудебной формой осуществления правосудия. Многие дела по этой причине оформлялись абы как, с вопиющими нарушениями прав арестованных! Не было редкостью и простое сведение счетов или обычное злоупотребление служебным положением новых чекистов,  выскочивших, как говорится, «из грязи в князи».

И сами железные наркомы попадали в свою же мясорубку. В связи с этим достаточно вспомнить плачевный конец карьеры наркома НКВД Ягоды, Ежова и их сподручных.

Однако, как бы там ни было, следует признать и то, что политика наведения порядка Сталиным быстро достигла цели. Коррупция, теракты, вредительство, бандитизм, грабеж, взяточничество, проституция, спекуляция, валютные операции, фальшивомонетничество, контрабанда, масонство и шпионаж были положены, что называется, на лопатки...

Что, впрочем, ни на сколько не оправдывает убийство тысяч неповинных людей.

Николай НАД (Добрюха).