Во время бомбежки нашим пленным морякам удалось сбежать из Ливии

Экипажу сухогруза Vasilios N, который год стоял под арестом в порту Мисрата, во время авианалета удалось «угнать» свое судно и выйти в открытое море.

На сухогрузе закончились еда и вода, но спастись экипажу помогли… войска Каддафи.

Печальная история грузинского сухогруза Vasilios N, на котором работают шесть граждан Грузии и три украинца, началась еще летом прошлого года. Пришвартовавшись в ливийском порту Мисрата, они узнали, что судовладелец от корабля отказался. Морякам перестали выдавать зарплату, деньги за стоянку сухогруза тоже не перечислялись.

Когда сумма долга перевалила за $4 тысячи, ливийская полиция арестовала корабль. На сухогрузе закончились еда и вода, но спастись экипажу помогли… войска Каддафи.

ЕЛИ ГНИЛУЮ КАРТОШКУ

Vasilios N с сухим цементом на борту прибыл в Ливию из Турции. В греческих водах судно угодило в шторм, и цемент подмок. Это и стало причиной разбирательств, которые затянулись на целый год.

- Когда получатель проверил товар, принимать его отказался, посчитав испорченным, - рассказывает сварщик из Херсона Артем Слабоспицкий, который просидел на корабле 14 месяцев. - В то же время итальянские хозяева судна никаких мер не предпринимали. Мы просто стояли на якоре в Ливии и ждали, пока решится вопрос. Но вместо того чтобы разобраться, судовладелец бросил наш корабль на произвол судьбы.

По словам моряков, вскоре к ним прибыла ливийская полиция - на руках у них была бумага об аресте корабля.

- Нам объяснили, что уйти из порта мы не сможем, пока не оплатим долг, - продолжает Артем. - Чтобы мы вдруг не ускользнули, водолазы перевязали винты нашего корабля цепями и канатами. А для уверенности приставили военный катер с автоматчиком. Так мы и жили под арестом.

Хотя жизнью морской плен назвать трудно. Ребятам приходилось грызть заплесневевший хлеб и варить гнилую картошку. Каждое утро украинско-грузинская команда разбивалась на бригады и отправлялась просить еду по соседним судам. Помогали россияне и турки - подбрасывали нашим пленным матросам картошку, воду и стиральный порошок. Дошло до того, что грузинские моряки хотели покончить жизнь самоубийством. А у помощника капитана случился нервный срыв, и он поджег капитанский мостик. Все это время МИД Грузии обещал помощь своим. О том, что на борту есть и украинские моряки, никто не знал…

Cварщик Артем Слабоспицкий просидел на этом судне 14 месяцев, но вскоре надеется вернуться домой.

К ПОБЕГУ ГОТОВИЛИСЬ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ

Самым трудным оказался последний месяц. Если раньше в порт Мисрата заходили иностранные суда, то за последние недели из-за гражданской войны в Ливии гавань полностью опустела - никто не спешил под обстрел. Над экипажем нависла реальная угроза голодной смерти.

- Мы решили разведать, можно ли снять цепи с винтов самостоятельно, - рассказывают моряки. - Ночью на канате спустили под воду матроса. Выяснилось, что цепи пристегнуты замками, и чтобы снять их, нужно греметь на весь порт. А рядом стоял сторожевой катер…

Но 8 марта захваченный повстанцами город Мисрата подвергся мощной бомбардировке. Конвой, охраняющий корабль Vasilios N (порт находится в нескольких километрах от города), срочно вызвали на подмогу в борьбе с мятежниками. Это и был тот единственный шанс.

- Мы проснулись от сильного грохота: вся панорама города была в дыму, в небе ревели самолеты, - говорят матросы. - Так как судно уже никто не охранял, мы начали резать цепи. Освободить корабль удалось только к полуночи. Не теряя времени, запустили двигатель и вышли из порта. Первые минуты было страшно: боялись, что на нас бросят бомбу или начнут стрелять. Но все, к счастью, обошлось. 

Вчера утром грузинский корабль Vasilios N пришвартовался на Мальте. Несмотря на то что моряки хотели направиться в грузинской порт Поти, идти дальше они не смогли. На корабле не работает навигация и закончилось топливо.

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

Мама одессита Александра Лобановского, кока сухогруза Vasilios N, получила весточку от сына:  «Мама, мы убежали из плена, скоро приеду домой».

- Когда прочитала эти строки, расплакалась, ведь я полтора года не видела своего мальчика, - говорит Евгения Лобановская. - Насколько я знаю, сейчас к сухогрузу, который стоит на Мальте, направляются технические службы. Они должны его отремонтировать и заправить. 

В МИД Украины «Комсомолке» пообещали разобраться в судьбе наших моряков уже в ближайшее время.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Каддафи теснит мятежников

Никита КРАСНИКОВ

А Запад обещает в ответ авиаудары. 

Определенный перелом, похоже, наступает в противостоянии ливийского правительства и повстанцев. Верные Каддафи войска практически захватили важный нефтяной порт Рас Лануф. Очевидцы рассказывают о танках на улицах города. Взятие Рас Лануфа откроет путь на Бенгази - фактическую столицу повстанцев.

Мятежники массово отступают, говоря, что не могут сопротивляться воздушным и артиллерийским атакам. Обе стороны обвиняют друг друга в поджоге нефтяной инфраструктуры.

Под контроль правительства вернулись Эз-Завия, Бен Джавад и, по некоторым данным, Эс-Сидр. Мисрата, где прочно окопались повстанцы, ожидает штурма. И, вероятно, скоро дождется - Триполи больше не пытается договориться с оппозицией и наращивает военное давление по всем фронтам.

Как пишет западная пресса, Каддафи бросил на подавление восстания не только войска, но и свою многомиллиардную «заначку». Денег ему должно хватить на оплату и своих солдат, и наемников.

От введенных экономических санкций он хоть и несет потери, но не критические. Запад пока не решился на введение зон, закрытых для полетов. Этот вопрос в пятницу обсудят главы стран ЕС в Брюсселе. Тем временем вслед за Францией, признавшей повстанческое правительство, последовала Великобритания.

Немного прояснилась и позиция этих стран по поводу нанесения авиаударов по силам Каддафи. Французский президент Николя Саркози заявил, что такие удары возможны, если Муамар «прибегнет к использованию химического оружия против мирных  демонстрантов».