Каменное здание на окраине города уже считают визиткой Луцка. Фигуры, статуэтки, резьба на камне украшают дом и двор.
ЛУЦКИЙ ДОМ С ХИМЕРАМИ
Свое строение скульптор называет «Вернисаж творчества», а туристы - луцким «Домом с химерами». Неутомимая рука мастера возвела на пустыре памятник зодчества наших дней. Ныне оригинальный дом стал туристическим объектом, а его строитель по праву стал известным скульптором, которым восхищается не только Луцк.
Десятки, если не сотни больших и маленьких фигур в доме и вокруг него сделаны руками мастера. Загадочные каменные жители этого двора радушно встречают каждого гостя.
Изысканный интерьер кухни не может оставить безразличным даже самых черствых. Роскошный камин украшают фигуры обнаженных женщин с кувшинами. С потолка на нас глядят предки рода Голованей начиная с казацких времен, интересное сплетение мужских и женских рук вокруг светильника напоминает о вечной теме искусства - любви.
В мастерской скульптора, которая находится в соседней комнате, десятки начатых и уже оконченных работ - бюсты неизвестных монахов, казаков, волынских лидеров и даже собаки хозяина.
Появление «вернисажа» как раз совпало с возрождением украинской культуры, независимостью и новой эпохой. В 90-х годах этот дом принимал известных людей, которые стояли у истоков демократической мысли. Здесь бывали художники, поэты, писатели, политики.
- Я помню народный подъем во время зарождения Независимости, - вспоминает Николай Никитич. - Нас сопровождало чувство свежего дуновения. Тогда вся общественность поехала в Берестечко, и на этой героической земле встречали праздник. Хотелось видеть искренние глаза близких, окружающих. В начале девяностых у меня побывала творческая элита страны - Иван Драч, Лесь Танюк, Василий Зинкевич, а также волынские общественные лидеры. Здесь писали песни, сочиняли стихи, обсуждали, как строить независимость.
УЖЕ ВЫРОСЛО НОВОЕ УКРАИНСКИЕ ОБЩЕСТВО
Каждую годовщину независимости Николай Никитич встречал с особым настроением. Он чем мог старался помочь родному краю. Его работы украсили рекреационные пункты в области, оригинальные скульптуры стали украшением центрального парка в Луцке. Не жалея сил, скульптор делал все, чтобы своим искусством помочь возрождению нации. Но не всегда окружающий его мир становился лучше от этого. Тяжелый период становления украинской нации мастер припоминает с сожалением. Ведь в девяностые годы с его двора бесследно исчезали десятки работ, а вандалы безжалостно ломали оригинальные статуи, в которые он вкладывал душу.
Двадцатую годовщину независимости Николай Никитич встречает с философскими взглядами на жизнь. Все-таки много уже сделано, много уже сказано и много еще хочется сказать. За эти годы выросло новое украинское общество, которое, по словам собеседника, только стало на путь развития.
- Двадцать лет - это уже серьезный период, есть много плюсов, но есть и минусы, - размышляет пан Головань. - Наш человек еще не освободился от внутреннего, рабского, должен заискивать перед чиновниками. Иногда и мне приходилось прогибаться перед чиновниками, надевать маску в общении с ними. Так было раньше, в некоторой мере это есть и сегодня. Вот я немало сделал для города практически бесплатно, а сейчас не могу приватизировать дом, который построил своими руками! Разные органы все время палки в колеса вставляют. Свою собственность должен еще в судах отстаивать?! Это так несправедливо. Имею уже два тома разных документов, переписок. Жалко, что наш народ не имеет достойной работы, что украинцы «обслуживают» полмира.
Чтобы хоть чуточку украсить наш черствый мир духовностью, луцкий скульптор работает не покладая рук. Несмотря на многочисленные травмы, он каждый день продолжает свою нелегкую работу, оживляя камень. Его двор заставлен десятками работ, и еще сотни работ разлетелись по Украине.
- Мне приятно, что сюда приходят люди, что мы общаемся, и они не жалеют об этом, - делится мастер. - Приятно, что люди не лишены чувства прекрасного. Тешит то, что Луцк стал не таким серым, каким был в советское время. И я не хотел бы возвращения в эти серые времена.