Замминистра энергетики Владимир МАКУХА: «Если не установим пошлины на бензин, получим топливо по запредельным ценам»

Чиновник ответил на вопросы читателей «КП».

Фото Артема ПАСТУХА.

С начала декабря 2010 года литр 95-го бензина поднялся в цене практически на европейский уровень: с 7,69 до 8,74 грн. В росте цен правительство винит импортеров: мол, завышение цен искусственно, а рынок монополизирован ими из-за отмены пошлин на импорт нефтепродуктов в прошлые годы. Долю ввозимого топлива чиновники оценивают в 60 процентов. Решить проблему правительство решило за счет возврата пошлин…

- Владимир Алексеевич, скажите, почему растут цены на бензин?

Владимир Георгиевич, Киев.

- Проблема возникла из-за популизма предыдущего правительства. В стране были полностью открыты границы для импортного топлива и, соответственно, для импортных цен. Это всех устраивало, пока цены в Европе были низкими. Это объективные причины.

Есть и субъективные, связанные с позицией импортеров. У нас есть экспертно-аналитическая группа, которая ведет диалог с основными импортерами и производителями нефтепродуктов. Мы рекомендуем ценовые коридоры. Но не все импортеры придерживаются наших предложений. Поэтому мы обратились в Антимонопольный комитет. Если он решит, что есть сговор, предпримем жесткие санкции.

- Насколько целесообразно вводить пошлины на качественный импортный бензин, не имея возможности обеспечить производство такого же хорошего топлива внутри самой Украины?

Олег Лушко, Киев.

- Логика четкая: 60 процентов рынка занимает бензин, ввезенный из-за границы. Пошлина - это государственное регулирование развития внутреннего производства, улучшения качества производимого бензина и привлечения инвестиций. Это взаимосвязанные вещи. Нужна перспектива развития отрасли. Если правительство не даст отечественным производителям видения этой перспективы с одновременным требованием развития украинских НПЗ - будем и дальше завозить импортный бензин по мировым ценам и полностью уничтожим свои нефтеперегонные заводы.