Саудовский король бросает народу миллиарды, а иранский президент расстреливает неугодных

За последние месяцы совершенно разные страны арабского мира постигает весьма похожая плачевная судьба.

«КП» попыталась разобраться, почему режимы в этом регионе вдруг стали валиться один за другим, как фишки домино, и кто из тамошних правителей может стать следующим кандидатом на вылет. 

«ЕДИНОГО СЦЕНАРИЯ РЕВОЛЮЦИЙ НЕТ»

Алексей ВАСИЛЬЕВ, директор Института стран Африки РАН:

- Страны, где вспыхнули волнения, объединяет главная черта - авторитарные режимы. Здесь или нет демократии по определению (монархии всех мастей), или результаты выборов были сфальсифицированы, как в Тунисе или Египте. Единого сценария революций быть не может. Там, где правят наследственные династии, отношение к властям иное. Народ считает их потомками пророка Мохаммеда и не протестует конкретно против них. Самое тяжелое положение на Бахрейне. Высокий уровень жизни, но шииты чувствуют себя из-за господствующих во власти суннитов людьми второго сорта. Здесь находятся крупная военная база США и тысячи американских военнослужащих. Но вмешиваться в процесс они не должны. 

В Кувейте уже была создана парламентская демократия, женщин допустили в политпроцесс. В Омане султан включает в режим своих оппонентов. Сирийский режим выигрывает за счет конфронтации с Израилем. Молодой президент ведет себя взвешенно и осторожно. И уровень жизни здесь выше, чем в Египте. Король Саудовской Аравии сделал упреждающий шаг, выдав населению 35 миллиардов долларов. Недовольны здесь могут быть высокообразованные молодые люди, которые хотят пробиться вверх по социальной лестнице. Когда в Саудовской Аравии прошли выборы в муниципалитеты, победили правые реакционеры. Это особенность психологии этой страны. Иная ситуация в Алжире: безработица, коррупция. Но достаточно свободные выборы, и население выступает пока с соцтребованиями. 

«ИРАНУ РЕВОЛЮЦИЯ НЕ ГРОЗИТ - ЗДЕСЬ 37-й ГОД!»

Евгений САТАНОВСКИЙ, президент Института Ближнего Востока:

- Король Саудовской Аравии поздно спасает свою шкуру. Деньги получит население, но не 5 миллионов гастарбайтеров. Если рухнут Бахрейн, Иордания или Йемен, исчезнет Саудовская Аравия. Если накроет Алжир, не будет и Марокко. Если заискрит Иордания, то следующей за ней станет Сирия. В Иордании люди недовольны тем, что родня королевы Рании ворует, занимается земельными спекуляциями. 

У Каддафи остался огрызок Триполи, его проклял МИД. Это агония. Сколько она продлится - зависит от наркотиков, на которых он сидит. Кто сейчас не в группе риска, так это Иран. Он и раскачивал ситуацию в Египте, Йемене, Бахрейне, надеясь, что к власти придут исламисты. В Тегеране сейчас своего рода 37-й год, а в роли Сталина - Ахмадинежад. Старых «большевиков» и оппозицию просто убивают.  

Кликните для увеличения.

Фото АП и РЕЙТЕР.