Музейные крысы, или Как офицеры воровали произведения искусства

Многие ценные экспонаты в Украине исчезают не только «благодаря» халатности персонала музеев. В криминальной схеме фигурируют сотрудники СБУ, милиции и Минобороны.

Эти оригиналы картин украинских художников удалось вернуть музеям в целости и сохранности.

В последнее время картины из украинских музеев стали исчезать чаще, а вот находят пропавшее, да и тех, кто «приделал им ноги», все реже. Хотя есть одно дело, когда виновные в хищении картин известных художников из Ямпольского и Уманского музеев все же оказались на скамье подсудимых. Трое офицеров СБУ, МВД и Минобороны во главе с директором водоканала умудрились заменить 21 полотно на копии и успели продать больше половины. Подобного еще в Украине не было...

НАЛЕТАЙ! ТОРОПИСЬ! РАЗБИРАЙ ЖИВОПИСЬ!

Скандал разразился в 2008 году, когда хранительница фонда Уманского краеведческого музея, отбирая работы для выставки и дотронувшись до одного из полотен, смазала краску. Женщина была в шоке: картина ведь написана более полувека тому назад! Когда музейщики пересмотрели другие ценные полотна, оказалось, что и они совсем свежие и явно не оригиналы. Их догадки подтвердили эксперты. А правоохранители приступили к поиску похищенных картин и тех, кто подсунул вместо них копии. В результате вышли на целую группу.

- Идея, как можно использовать народное достояние себе во благо, возникла у директора Ямпольского водоканала Александра П., - рассказывает начальник отдела по поддержанию гособвинения военной прокуратуры Центрального региона Денис Шевляков. - Опробовать свой замысел он решил на небольшом музее в Ямполе. Бизнесмен поговорил с директором, выслушав проблемы, пообещал помочь - сделать рамки для картин из спецфонда. А заодно договорился, что возьмет для украшения стен водоканала на время ряд работ кисти известных художников: Шишко, Глущенко, Захарова и других. Вернул он уже подделки.

Чиновник также уговорил своего знакомого, сотрудника Ямпольского отдела СБУ и военкома тоже взять на время картины для украшения тусклых стен Службы безопасности и райвоенкомата. Когда их вернули в хранилище музея, никто из сотрудников ничего не заметил - причин не доверять уважаемым офицерам не было. А в это время директор водоканала, заказавший художникам копии, продал несколько оригиналов и искал покупателей на другие.

Вскоре подобную операцию он провернул уже в Умани - с помощью замначальника местной милиции, который под видом выставки в райотделе взял семь картин из краеведческого музея. Через три недели туда вернулись копии...

КОПИИ ДЕЛАЛИ В КАБИНЕТЕ ДИРЕКТОРА МУЗЕЯ!

Когда сотрудники Уманского музея заметили подделки, то первым делом обратились к своему директору, но он лишь развел руками: мол, ничего не знаю. Хотя все знали, что он очень хорошо разбирается в живописи. 

- После того как в 1999 году музей возглавил полковник запаса Вооруженных сил Украины, он тут же провел ревизию всего музейного фонда, - рассказывает Денис Шевляков. - Особый интерес у него вызвали картины украинских художников-соцреалистов, каждую он фотографировал, украсил некоторыми свой кабинет. Когда расследованием дела занялось СБУ и следователи серьезно поговорили с руководителем музея, он тут же написал явку с повинной. Рассказал, что несколько копий из хранилища, перед тем как отправиться на выставку в милицию, местные художники делали прямо в его кабинете по просьбе директора водоканала.

На перерисовку уходило около недели. За работу художникам платили от 200 до 800 гривен. Но бедные провинциальные живописцы были и этому рады. К тому же никто от них не требовал полного соответствия оригиналу, поэтому и цветовая гамма хромала, да и в композиции появлялись новые детали - копиисты дорисовывали, что хотели!

Благородные воры в погонах бывают только в кино, а в жизни все по-другому (кадр из фильма «Старики-разбойники», где Никулин сыграл офицера милиции).

КРАДЕНЫЕ КАРТИНЫ ПРОДАВАЛИ ДАЖЕ НА РЫНКЕ

При обыске на квартирах у директора водоканала и его родителей обнаружили часть пропавших работ. Также сотрудники СБУ, просматривая каталог большого международного антикварного салона в Украинском доме, наткнулись на исчезнувшую из Уманского музея картину Глущенко «Зимнее солнце», которую частный коллекционер выставил на продажу за 750 тысяч гривен! Полотно тут же было снято с торгов.

Еще одну картину Глущенко «Осеннее очарование» принес в СБУ адвокат коллекционера, пожелавшего остаться неизвестным. Он прочитал в газетах, что это полотно было украдено из музея, и решил вернуть.

Еще один ценитель живописи, выяснив, что купленная им недавно картина художника Шишко «Мост над Днепром» числится в розыске, сам принес ее в СБУ. «Комсомолка» отыскала этого человека - им оказался киевский коллекционер Александр Дымшиц.

- Я люблю живопись, сам пишу, если есть возможность, приобретаю картины, - рассказывает Александр Дымшиц. – В конце мая 2007 года я пришел на антикварный рынок на Левом берегу, там мне предложили эту работу. Я оценил - настоящая! И купил (по оценке антикваров, это полотно обошлось коллекционеру примерно в $15 тысяч. - Ред.). Через несколько месяцев прочитал, что она украдена из музея. Я пришел в СБУ ее сдать, а они сказали: «Приходите завтра, все расскажете и захватите картину». Я говорю: «Она со мной, лежит в машине, могу и сейчас отдать». На что мне ответили: «Нет, приходите завтра». На следующий день меня уже ждали, провели серьезное дознание. Я отдал картину. Потом ко мне позвонили из военной прокуратуры, пригласили на беседу, в ходе которой сказали, что не смогут вернуть деньги, которые я потратил на ее покупку. Я это и сразу понял, но не мог держать у себя ворованную вещь.

- Вас не удивило то, что оригинал картины продается с рук, под открытым небом, на рынке?

- Нисколько. На антикварном рынке и раньше продавалось и сейчас продается очень много подлинников известных художников. Если бы был какой-то каталог похищенных работ, чтобы каждый коллекционер мог, прежде чем приобретать, посмотреть, не в розыске ли картины, можно было как-то сориентироваться.

- А ее стоимость не показалась вам низкой?

- Нет, они запросили обычную цену за подобную работу этого автора. Мне, конечно, жалко потерянных денег. Знакомые советовали ее не сдавать - мол, пройдет время, ее перестанут искать. Но, я считаю, это непорядочно.

- Как вы думаете, те из коллекционеров, которые приобрели картины из списка пропавших, не возвращают их только потому, что им не вернут деньги?

- Возможно. Некоторые собирают деньги на картину годами, поэтому и не возвращают.

Работа Кокина «Молодой сад» осела в частной коллекции. Осталась только копия.

ПОЛОТНА ИЗ МУЗЕЕВ ОСЕЛИ В ЧАСТНЫХ КОЛЛЕКЦИЯХ 

Таких альтруистов, как Александр Дымшиц, а также пожелавший остаться неизвестным коллекционер, судя по всему, в Украине больше нет. Такого же мнения придерживается и искусствовед Эдуард Дымшиц. По его мнению, украденные картины следует искать в частных коллекциях украинцев.

- Я считаю, что пропавшие из Уманского и Ямпольского музеев работы находятся в Украине. Дело в том, что, например, картина Караваджо «Поцелуй Иуды» могла заинтересовать коллекционеров на Западе, а наши художники интересуют в основном местных коллекционеров. Их любителей в других странах мало, разве что еще в России. Но на 99 процентов уверен, что эти картины Украину не покидали.

Правда, найти, у кого конкретно они находятся, будет очень непросто. Большинство коллекционеров своими приобретениями не хвастаются, держат их за семью замками. А уж тем более, если они с «плохой историей» и владелец об этом знает... 

МОШЕННИКАМ СВЕТИТ ДО 12 ЛЕТ С КОНФИСКАЦИЕЙ

Кому директор водоканала сбывал краденое, установили во время следствия. Но кому их перепродали - пока неясно. Нашли только половину - 11 работ. Не удалось узнать, за сколько реализовывалось каждое полотно и сколько кому полагалось от сделки. У водоканальщика денег не нашли. Зато директор Уманского музея принес заработанный гонорар - 4600 гривен и 3500 долларов, из которых он потратил, по его словам, 1400 гривен.

Уволенные сотрудники СБУ и МВД утверждают, что и копейки им не перепало, они действовали чисто из дружеских соображений, а не с целью наживы. Хотя поверить, что офицеры ничего не знали, трудно. 

В то же время процесс над преступным квартетом затянулся на год, их дело рассматривает Крыжополький райсуд Винницкой области. Все четверо обвиняемых сейчас на подписке о невыезде. А этот процесс - один из первых в Украине, когда на скамью подсудимых сели похитители музейных ценностей. 

По словам гособвинителя Дениса Шевлякова, он будет требовать самого строгого наказания - от 7 до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Виновным также придется возместить причиненный ущерб. Правда, он до странного мал - всего 180 тысяч гривен (при том, что найденные 11 картин эксперты оценили в чуть более миллиона долларов). 

А чтобы подобное не повторялось, военная прокуратура Центрального региона направила на имя мэра Умани и председателя Винницкой облгосадминистрации представление: запретить музеям передавать имущество для экспозиций в госучреждения. Местные власти пошли навстречу, но, увы, подобная практика продолжается в других регионах...

Фото автора и kinopoisk.ru.

КОМПЕТЕНТНО

«У нас многое делается бесконтрольно»

- Государству давно пора обратить внимание на охрану фондов, - считает директор Музея искусств им. Ханенковых Вера Виноградова. - В советское время, в 60-е годы, была издана инструкция по учету и сохранности фондовых коллекций. За 20 лет независимости наше Министерство культуры не сделало ничего нового. А практика выставлять картины в чиновничьих кабинетах существует в разных странах. Только у нас это часто происходит бесконтрольно. Вещи передаются на хранение, а как они хранятся, никто не контролирует, не проводит сверку на наличие. 

А В ЭТО ВРЕМЯ

Краденым не брезгуют даже министры?

Есть такая категория людей, которые считают, что им все позволено по долгу службы. Они не считают нужным придумывать какие-то хитрые схемы, как незаметно украсть, а делают все в открытую.

Одна светская дама рассказала мне весьма любопытную историю. Один из министров культуры под эгидой организации выставки картин в вверенном ему ведомстве посетил столичный музей, где отобрал из хранилища дюжину старинных картин. Директор по понятным причинам не отказал. Как положено, чиновник написал расписку, что берет их на ответственное хранение и обязуется вернуть в целости и сохранности. Полотна были погружены в личный автомобиль министра. А на следующий день государственный муж шокировал директора музея страшным известием: по дороге домой он заехал в торговый центр, а когда вышел груженный покупками, обнаружил, что салон пуст. Картины украли, но в милицию о похищении министр не заявил. Не осмелился сделать это и директор музея. Как он выкручивался, история умалчивает. Возможно, списал, чтобы не было проблем. Но в светском кругу очень сомневаются, что кража как таковая имела место быть. Они считают, что эти картины украшают дом уже бывшего министра.

Утерян след и 111 картин из Музея истории Киева на сумму 5 миллионов долларов. В данное время столичная милиция пытается обнаружить их след, но пока тщетно.