Владимир СТЕКЛОВ: «Дочка обиделась после того, как я отказался сниматься в «Ранетках»

Прапорщик Кантемиров из «Кадетства» и главврач Лобов из популярного телепроекта «Я лечу» живет на бегу, меняя сцены и съемочные площадки десятками в месяц.

И все же, несмотря на то что в Донецк на гастроли известный российский актер театра и кино приехал всего на несколько часов, он нашел время для интервью «Комсомолке». 

НЕ ХОЧЕТСЯ БЕСКОНЕЧНО ИГРАТЬ ВОЕННЫХ 

- Владимир Александрович, правдивые роли даются актерам разными способами. Одному нужно прежде самому уйти в бомжи или олигархи, второму достаточно просто сыграть. Какой вариант ближе вам?

- Ну раз уж зашла речь о бомжах… Помните голливудского «Марафонца» с Дастином Хоффманом и легендарным Лоуренсом Оливье? Первому там досталась главная роль человека в бегах. В бегах от полиции, гангстеров и самого себя. Человека, постепенно скатывающегося на самое дно жизни. И, подобно ему, Хоффман тоже днями слонялся небритый, с грязными руками и оборванными рукавами на одежде. Когда Оливье поинтересовался, зачем ему все это нужно, тот ответил: дескать, пытаюсь войти в образ. «А вы просто играть не пробовали?» - удивился Лоуренс. Вот и я того же мнения.

Конечно, жизнь нужно наблюдать, изучать. Этим занимаются студенты первого курса. У них в программе  «Мастерство актера» на это отводится целый семестр. И наблюдают они не только за людьми, но и за животными, предметами.  Однако все хорошо до известной степени. Надо себя как-то останавливать, иначе будешь вынужден беседовать не со зрительным залом, а с людьми в белых халатах из психушки.

- Кстати, о психушке. Поговаривают, вам тоже довелось беседовать с тамошними врачами. И не только с ними…

- (Улыбается.) Когда я репетировал Поприщина из «Записок сумасшедшего», я действительно попросил знакомого главврача, чтобы мне устроили посещение психиатрической больницы. Побывал и в мужском, и в женском отделении, и в детском. В последнем на меня столько всего «опрокинулось» эмоционально! И таких примеров много.

Часто приходится играть не свойственные мне роли. Скажем, главного врача в проекте «Я лечу». Мы закончили третий сезон «Кадетства», и компания, которая его выпустила, пожелала продолжить сотрудничество и предложила мне сыграть в «Кремлевских курсантах». Но я отказался. Не хочется бесконечно играть военных - прапорщик Кантемиров себя исчерпал. Тогда они предложили на выбор два замечательных сценария. Один - «Ранетки», там была вакантна роль директора школы. Я честно сказал: «Нет. Только не это, потому что я школу ненавижу жутко до сих пор. Не смогу сыграть».

Тогда заговорили о роли главврача в другом проекте. Я сказал: «О! Вот это я очень хочу сыграть». Тем более там у меня были замечательные партнеры, такие как Влад Галкин!

- И нисколько не жалеете теперь об отказе от «Ранеток?»

- Мой выбор вызвал ожесточение у младшей дочери Глафиры, которая так сказала: «Ну вот, пошел бы в «Ранетки», тебя бы все знали!» Они почему-то стали каким-то немыслимо популярным сериалом. Что ж, может, и правда, если бы пошел в «Ранетки», меня бы ВСЕ(!) знали (смеется).

Благодаря роли прапорщика Кантемирова в «Кадетстве» Стеклов стал хорошо известен молодому поколению.

О СЦЕНАРИСТАХ И ЧЕРНЫХ СПИСКАХ 

- Думаю, и без «Ранеток» актерской славой вы не обделены. И активно снимаетесь во многих известных сериалах. Признайтесь, адская, наверное, работа?

- Смена иногда бывает продленная, иногда полуторная. Это когда группа меняется - режиссер, оператор, костюмеры, а актеры остаются. Они же не могут меняться, сюжет ведь один и тот же. И вместо 12 часов на площадке (что тоже тяжело) ты проводишь часов 16. И огромный объем текста! Причем это не Достоевский, не Чехов, не Булгаков, не Гоголь, а какая-то жуткая литература.

Я не боюсь об этом говорить, потому что сегодняшних сценаристов просто на дух не переношу. Такое ощущение, что они подстрочники какие-то пишут. Так не разговаривают. Приходится все переделывать. Вы спросите, зачем тогда вообще сниматься в таких ролях? Да потому, что все-таки надеешься - что-то может быть… Особенно если компания хорошая.

- Но кроме сериалов есть еще и телепередачи. 

- Моя подружка Лена Проклова зазывала меня на программу «Малахов +». Сколько она шла, столько звала, но не хочу я. У меня и времени на это нет.  Хотя приглашений принять участие в самых разных передачах - немыслимое количество. И обижать канал тоже нельзя. Потому что все каналы - производящие, и если ты грубо отказываешь одному, потом могут возникнуть проблемы и с другими. Ведь существуют определенные черные списки. Например, Эрнст посмотрит: «Этот актер - точно нет! И этот нет!» И ты никогда не попадешь на этот канал ни в один проект, тем более если это заказ канала. А если ты где-то работаешь не по заказу канала, а потом эту картину предлагают на разные каналы, руководство смотрит: «Кто занят в этом проекте? О! Это не наш формат!» И я нисколько не выдумываю, так на самом деле.

- Как же вы выходите из положения?

- Нашел очень хороший выход - ссылаться на занятость. В итоге я не в черных списках. Снимаюсь и на Первом канале, и на НТВ. Вчера был фильм «Мой ласковый и нежный мент» на ТВЦ - это у нас третья кнопка. 

НЕ СМОТРЮ ФИЛЬМЫ, В КОТОРЫХ УЧАСТВУЮ  

- В 1994 году снялись у Юрия Кары в фильме «Мастер и Маргарита», сейчас заняты в одноименной постановке Независимого театра. Кого играете?

- В фильме играл Азазелло, в спектакле - Воланда. Сразу скажу, что фильмов не видел - ни того, в котором снимался, ни того, который снял Бортко. Я страстно увлеченный читатель этого романа, а вот его постановки мне не интересны. И, кстати, никаких суеверий по поводу участия в них у меня тоже нет.

Я вообще не смотрю даже те фильмы и сериалы, в которых снимаюсь. Мне это не интересно. Все выводы о своей работе делаю во время съемок. Мне этого достаточно. Это же не театр, в котором ты живешь своей жизнью. Это кино, здесь от тебя ничего не зависит. Порой приходишь в такой ужас, когда смотришь, что смонтировали из всего того объема, который был снят! Это как с журналистами…

- Уточните!

- Есть у нас программа на НТВ - «Ты не поверишь». Я говорил, что никогда в жизни ничего им комментировать не буду. Пришли как-то, не представились, что из «Ты не поверишь», а сказали: «Мы - информационный канал НТВ, информационная редакция. Сейчас премьера вашего сериала «Брат за брата». Нам уже Слава Бойко дал интервью. И мы очень хотим у вас…» Я говорю: «Ну конечно, в преддверии фильма…» И что-то такое я им рассказал именно про съемочный период. А они как-то хитро подвели и спрашивают: «Вы играете там такого крутого начальника милиции, а у вас самого были какие-то обращения в милицию?» Я говорю: «Нет, я законопослушный. Разве что какие-то мелочи. А впрочем, четыре года назад мы вызывали милицию». Они мне: «Ой, а расскажите, что случилось?» Я говорю: «Приехали с дачи домой, а у нас петли дверные срезаны. Мы дверь открыли, она на нас и выпала. Мы вызвали милицию». Они говорят: «Ну спасибо». Выходит анонс: «Обокрали Владимира Стеклова». Ну и как это понимать?!

Фото Константина БУНОВСКОГО.

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Народный артист России Владимир Стеклов родился 3 января 1948 года в Караганде. Окончил Астраханское театральное училище (1970). С 1981 года актер Московского драматического театра им. Станиславского, с 1989-го работал в театре «Ленком».

Много снимался в кино, в том числе в популярных лентах «Гардемарины, вперед!» и «Узник замка Иф». Большинство персонажей Стеклова того периода относятся к ролям второго плана. Однако, по его мнению, для артиста нет проходных работ.

Прошел подготовку к полету на станцию «Мир», но из-за недостаточного финансирования проекта (съемки фильма «Тавро Кассандры») в космос так и не полетел.

В новом веке актер в кино все так же востребован в кино и играет до пяти ролей в год. В последние годы сыграл в фильмах «Марго. Огненный крест», «Дом образцового содержания», «Буровая-2»…