Грустная судьба чудесных женщин: Почему красавицам актрисам в кино достается так мало достойных ролей?

Алла Ларионова: неудавшаяся героиня Чаплина

В прошлые выходные актрисе Алле Ларионовой исполнилось бы 80 лет (она умерла одиннадцать лет назад). Ее юбилей - повод вспомнить  об одной из самых больших несправедливостей, какие существуют в кино и театре: когда роскошные актрисы играют одну-две врезающиеся всем в память роли и уходят из кинематографа (а иногда и из жизни). Хотя, казалось бы, после этих ролей в них  влюбились все мужчины страны (а все женщины начали тихо завидовать) и ничто не мешает стать огромной звездой...  Но вместо «дальше» вдруг наступает тишина.

Этот печальный, нелогичный, неправильный сценарий реализовывался с десятками одаренных и талантливых актеров - причем чаще почему-то с женщинами, чем с мужчинами, и чаще в России, чем за рубежом. На каждую Анастасию Вертинскую приходится по два десятка ярких, но сломавшихся актрис-красавиц, прославившихся одной-двумя ролями.

В 1953 году Ларионова - тогда 22-летняя студентка ВГИКа - произвела фурор на Венецианском кинофестивале (главный приз получила сказка «Садко», где она сыграла Любаву). Все предложения, которые сделали ей западные режиссеры (в том числе Чарлз Спенсер Чаплин), были отвергнуты - не самой Ларионовой, а советскими чиновниками, опасавшимися, как бы чего не вышло.  Ларионова снялась в экранизациях Шекспира («Двенадцатая ночь») и Чехова («Анна на шее»), стала одной из любимых актрис в СССР, но феерическая карьера за рубежом осталась только в мечтах (позже это повторится с Самойловой).

С годами она снималась все меньше и меньше. Бывшая хозяйка пса в «Ко мне, Мухтар!», Паскудина в «Дядюшкином сне»... И это самые запомнившиеся работы первой красавицы страны! По крайней мере, личная жизнь у нее сложилась - она больше тридцати лет прожила с мужем, беззаветно ее любившим Николаем Рыбниковым - актером, который был кумиром всей страны и постепенно утратил славу.

 

Извицкая и Стриженов в «Сорок первом». У него впереди - слава и всенародная любовь, у нее - ранняя гибель.

Изольда Извицкая: смерть от водки в 38 лет

В 1956 году сенсацией стал фильм Григория Чухрая «Сорок первый» по повести Бориса Лавренева - о любви поручика и девушки-стрелка из Красной Армии. Олег Стриженов и Изольда Извицкая стали знаменитостями, фильм прогремел на Каннском фестивале, но если у Стриженова впереди было еще много интересных ролей, для Извицкой «Сорок первый» оказался единственным громким успехом. Работала она много, но столь же удачных ролей не подворачивалось - да и режиссеры отнюдь не все могли сравниться с Чухраем.

Тем временем муж Извицкой, которого она очень любила, актер Эдуард Бредун, начал приучать ее к водке, к которой сам был весьма неравнодушен. Постепенно она начала спиваться, что не ускользнуло от внимания киноруководства и коллег (многие из них откровенно завидовали красивой, знаменитой, объездившей полмира девушке и не упускали случая позлословить).

Ролей становилось все меньше; когда Извицкая окончательно спилась, Бредун от нее ушел. Знакомые с ужасом вспоминали ее последний год - пустую унылую квартиру, в которой из продуктов были только сухари и водка. От водки она и умерла, когда ей было всего 38 лет.

 

Самойлова могла сыграть Каренину во французской экранизации с Жераром Филипом, но в итоге сыграла эту роль в отечественном фильме.

Татьяна Самойлова: любимая актриса французского народа

В каком-то смысле это более сложный вариант истории Извицкой. Тоже триумф в Канне (в середине 50-х, после смерти Сталина, все, связанное с СССР, встречалось в Европе с огромным интересом: чувствовали, что лед тает, а под ним найдется много интересного).

«Летят журавли» по сей день остается единственным российским фильмом - лауреатом «Золотой пальмовой ветви». Юная Самойлова получила спецприз и стала сенсацией фестиваля. Советская красавица (экзотическое словосочетание). Свежее и прелестное лицо. Знакомство с Пикассо, предложение играть в «Анне Карениной» с Жераром Филипом...  

И, конечно, ничего из этого не вышло. Лед растаял, но не до конца. Все предложения, которые делали красавице Самойловой, отклоняли или принимали советские чиновники. Во многом из-за их опасливости Самойлова не стала огромной международной звездой.

Однако «Летят журавли» оказался не единственным ее большим фильмом. В 1967-м она все же сыграла Каренину в фильме Александра Зархи. Красочную экранизацию толстовского романа тоже отправили на Каннский кинофестиваль. Но демонстрацию этой картины, как и демонстрацию большинства остальных конкурсных фильмов, сорвала взбесившаяся французская молодежь во время майских волнений 1968 года.

На этом карьера Самойловой фактически завершилась. Самый известный фильм с ее участием за последние 43 года - «Бриллианты для диктатуры пролетариата». И это очень печально.

Янина Жеймо: жертва сталинского малокартинья

Миниатюрная полька в народной памяти осталась благодаря одной-единственной роли - Золушке из фильма Надежды Кошеверовой. Эту Золушку обожали (и до сих пор обожают) дети и с ностальгией вспоминают взрослые. В 1947-м Жеймо проснулась суперзвездой. И вскоре ушла из кино.

Успех «Золушки» пришел к ней довольно поздно (на момент съемок ей было уже 37 лет) и никак не повлиял на дальнейшую карьеру. Послевоенный период - эпоха малокартинья: тогда экономика страны была ощутимо подорвана, выходило буквально несколько советских фильмов в год, и, мягко говоря, не все они были шедеврами. Жеймо  в этих фильмах места не нашлось.  

Но тут еще какое-то клиническое невезение: вообще-то, не считая «Золушки» и «Двух бойцов», громких фильмов в ее фильмографии нет. Ну еще «Шинель» и «Новый Вавилон» Козинцева и Трауберга. А остальное -  «Разбудите Леночку», «Подруги», «Горячие денечки», «Мы с Урала», «Два друга» - кто  сейчас вспомнит?  Последнюю роль она сыграла в 1954-м, потом занималась дубляжом и озвучкой, а потом уехала с мужем-поляком на его родину, где тихо прожила еще 30 лет.

 

Золушка в исполнении 37-летней Жеймо - одна из самых прелестных героинь советского экрана.

Анна Самохина: советская Кармен

Сумасшедше красивая актриса, чей короткий звездный час пришелся на конец 80-х. Тогда она сыграла несколько ролей в костюмных («Узник замка Иф», «Дон Сезар де Базан», «Царская охота») и криминальных фильмах. В обворожительном трэш-боевике «Воры в законе», пришедшемся публике очень по вкусу, Самохина была особенно хороша - она играла этакую советскую роковую женщину, Кармен с красной помадой и в мини-юбке.

Рассказывали, что однажды к Самохиной подошла женщина и сказала: «Из-за вас распался мой брак!» «Да я и не видела никогда вашего мужа», - удивилась она. «Зато он вас видел на экране», - ответила женщина. Учитывая внешность Самохиной, это тот редкий случай, когда актерская байка выглядит совершенно правдоподобной.

А потом, с увяданием перестройки и распадом отечественного кинематографа, рухнула и ее карьера. Конечно, были роли в фильмах «Дура», «Рэкет», «Исчадье ада» и «Трень-брень», но отчего-то кажется, что большой радости они не принесли ни Анне, ни широким зрительским массам.

 

Благодаря роли в «Ворах в законе» Самохина ненадолго стала идеалом всех советских мужчин.

Она трижды была замужем, и ни один брак не обернулся долгим счастьем. Вместе со вторым мужем  занималась ресторанным бизнесом, но и из него быстро ушла. Снималась в сериалах («Бандитский Петербург», «Черный ворон» - в памяти от них остались только названия), чтобы заработать на жизнь. И вроде бы зарабатывала,  жила, ездила по миру - пока в конце 2009 года у нее не заболел живот. Она решила сходить в поликлинику и провериться. У цветущей с виду женщины обнаружилась четвертая стадия рака, от которого она сгорела буквально за пару месяцев.

Наталья Негода: двадцать лет молчания

Короткая и по нынешним временам весьма скромная эротическая сцена в «Маленькой Вере» буквально ослепила зрителей. Картина стала сенсацией не только в СССР (где зрителям редко показывали женскую грудь), но и в Америке (там «Маленькую Веру» рассматривали как диковинку - красные занимаются сексом!). Кинокритик Роджер Иберт в 1989-м с грустью писал, что подлинно революционный советский фильм в Штатах рекламируют как скандинавскую порнографическую комедию.

В США Негоду «продавали» как первый советский секс-символ. В России все было еще печальнее: критически настроенные народные массы начали относиться к Негоде чуть ли не как к проститутке. Тот факт, что она замечательно талантливая актриса, был просто отброшен за незначительностью. Ее роль в фильме «Завтра была война», доказывающую, что она в роли школьницы сталинской эпохи  может быть не менее убедительной, чем в роли раскованной современной девахи, просто забыли.

В конце 80-х Негода снялась для «Плейбоя» и дала обширное интервью журналу People. Вышла замуж за русского эмигранта, попыталась сделать карьеру в Голливуде и в результате двадцать лет провела в статусе сбитого летчика, изредка снимаясь в фильмах, которые почти никто не видел. Только в 2009-м она вернулась, блестяще сыграв в фильме Алексея Мизгирева «Бубен, барабан» зажатую и измученную библиотекаршу из полумертвого городка.

 

Эротическая сцена с участием Негоды и Андрея Соколова буквально заворожила советских зрителей эпохи перестройки: больше из «Маленькой Веры» они почти ничего не запомнили.

Юрий Кара: «Сделать звезду - это работа режиссера»

- Для меня нет никакой загадки в том, почему многие ярко начавшие карьеру в кино красавицы впоследствии теряют и популярность, и роли. Большинство актрис сделали режиссеры. Как было с той же Самохиной? Никто ведь не хотел утверждать ее на роль в моих «Ворах в законе»! «Да какая из нее роковая соблазнительница?» - говорили мои коллеги. Но я настоял на своем. Превращение ее в звезду было нашей большой совместной работой - я специально для нее выбирал самые выигрышные ракурсы, контролировал работу костюмеров и гримеров. После фильма о ней заговорили все. Но, видимо, никто из режиссеров не был готов к тому, что над Самохиной нужно усердно трудиться... И эту ошибку склонны повторять слишком многие постановщики. Посмотрите, например, что сейчас происходит с карьерой красивой актрисы Марины Александровой. Ее звездный час случился в «Звезде эпохи». А потом - «Стритрейсеры» и еще несколько фильмов, про которые уже все забыли. Печальный итог недолгой карьеры!

На знаменитых актрис не надо молиться, их нужно обрабатывать - только тогда алмаз превратится в бриллиант. Вспомните Любовь Орлову, которую снимал только ее муж Григорий Александров. Он знал, что нужно сделать, чтобы в фильме блистала его жена. Если бы их творческий союз распался на ранней стадии, я вовсе не уверен, что фамилия Орловой сегодня не звучала бы в одном ряду с Самойловой, Самохиной и Извицкой.

Записал Александр НЕЧАЕВ.