Русский с итальянцем высадились на Марс. В спускаемом модуле их страховал китаец

Космическая экспедиция успешно высадилась на поверхность Марса в Институте медико-биологических проблем.

То, о чем давно и обильно мечтали фантасты, наконец, стало реальностью.

То, о чем давно и обильно мечтали фантасты, наконец, стало реальностью. Ботинки первого землянина оставили свои отпечатки на поверхности Красной планеты! Первая часть миссии шестерых смелых исследователей успешно завершена. Позади пять месяцев межпланетного перелета и больше месяца «скрутки» - когда космический корабль перешел от линейного полета к вращению вокруг Марса.

- Это величайшее достижение человеческого разума открывает новую эру в космонавтике и деле освоения Вселенной, - объявил в переполненном гостями и прессой Главном зале Центра управления полетами в подмосковном Королеве статс-секретарь Роскосмоса Виталий Давыдов. - В этом столетии земляне обязательно отправят на Марс уже не условную, а самую настоящую экспедицию. А сейчас нам надо понять, с какими сложностями столкнутся первые покорители межпланетных трасс.

Пока что все происходит понарошку. Сам космический корабль, как и марсианский ландшафт, все это время находятся в Москве, в Институте медико-биологических проблем  (ИМБП). Имитация пролета проходит в рамках проекта «Марс-500». Шесть человек: трое россиян, француз, итальянец и китаец проведут в наземной модели космолета 520 дней. За это время им надо отработать всю технологию работы в дальнем Космосе.

Первый раз имитация полета в Космос на земле была проведена еще в 1967 году. С тех пор в ИМБП научились не покидая планеты испытывать экипажи и отлаживать работу техники. На тестовых модулях почти все достоверно: замкнутость, ограниченное пространство, ограниченный рацион, жесткий лимит ресурсов, четкий план заданий и экспериментов - а их в рамках условного космического полета запланировано больше сотни. Нет только невесомости.

Главная проблема экспедиции на Марс – ее автономность. Земля не может придти на помощь экспедиции, не подвоза продуктов, инструментов, нельзя в любой момент вернуться назад. Даже связь с экипажем будет не все время.

Поэтому важно отработать все системы жизнеобеспечения и посмотреть, как в таких условиях смогут работать космонавты. Это все и происходит сейчас на Земле.

Люди – не роботы. Кто-то из экипажа может заболеть, получить травму или поссориться с остальными участниками. Сможет ли в таких условиях экспедиция продолжить работу?

 

Первая часть миссии шестерых смелых исследователей успешно завершена.

- Экипаж сложился, притерся и вошел в рабочую норму за первый месяц полета, - рассказал вице-президент РАН Анатолий Григорьев. - Сейчас все действуют слажено, проблемы решают творчески, даже когда в первых числах декабря на 18 часов наш космический корабль остался без электроснабжения, экипаж не впал в панику: скорее было похоже, что они сами по связи стараются успокоить Центр управления.

Плановая посадка на Марс произошла 14 февраля ровно в 13.00 мск. После этого десантная группа - Александр Смолеевский и Диего Урбина (Италия) приступили к выполнению программы. Из спускаемого модуля их страховал и контролировал Ван Юэ (Китай).

Передвигаясь вдоль натянутых фалов одетые в скафандры «Орлан-Э» (каждый весит по 32 килограмма) марсонавты сначала установили три государственных флага стран-первопокорителей (пусть условной) Красной планеты.

Затем с методичностью опытных туристов, выбравшихся в подмосковный лесок на шашлыки, они разложили столик-стеллаж, рядом установили магнитометр, чуть подальше развернули автономную метеостанцию. Когда поляна была готова, Ван Юэ, следящий, в том числе, за данным о здоровье десантников (пульсом, давлением, температурой), дал команду отдыхать. Смолеевский и Урбина добрели вдоль фалов до раскладных стульчиков и уютно расположились на них.

Периодически прерываясь на короткий отдых, они произвели измерения магнитного поля, взяли пробы грунта, отыскали полезное ископаемое.

В ЦУПе наблюдали за их работой и немного волновались: темп работ оказался почти в два раза быстрее запланированного. Как следствие спешки произошло ЧП: один из исследователей неловко оперся о стеллаж и уронил на поверхность планеты все оборудование. Приборы оказались крепкими - ни одни из них не пострадал. А вот марсонавтам пришлось помучиться, поднимая снаряжения - в скафандре «Орлан» нельзя согнуться, можно только встать на одно колено.

Попутавшись немного в страховочных фалах, отважные исследователи завершили выполнение работ и вернулись в спускаемой модуль. Ближе к вечеру им предстоит еще испытать марсоход.

На ближайшие два дня запланированы еще выходы на условный «Марс».

 

Пока что все происходит понарошку.

КСТАТИ

Наземный марсолет


Экспериментальная установка, где проходит имитация полета на Марс, построена в Москве в Институте медико-биологических проблем, где с 1967 года проходят подобный эксперименты. Марсонавты размещаются в нескольких блоках.

Модуль ЭУ-50 (объем 50 метров кубических) имитирует взлетно-посадочный комплекс, на котором путешественники спускаются на Марс с орбиты и возвращаются обратно. Он рассчитан работу на трех человек в течение двух-трех месяцев. В нем есть: жилой отсек (три спальных места и рабочая зона), кухня, санузел, два переходных шлюза с люками для перехода в модуль ЭУ-150 и в шлюзовую камеру имитатора марсианской поверхности и система обеспечения жизнедеятельности.

Модуль ЭУ-100 в два раза больше, предназначен для проведения экспериментов. В нем есть два спальных места, рабочая зона, кухня-столовая, санузел, рабочие места с размещенной на них медицинской аппаратурой, переходной шлюз с люками, соединенный с модулем ЭУ-150, системы обеспечения жизнедеятельности.

Большой космолет, отправленный от Земли к Марсу, воссоздан в модуле ЭУ-150. Он рассчитан на шесть человек, где есть все необходимое для их жизни и работы, а также главный пульт управления.

 

Плановая посадка на Марс произошла 14 февраля ровно в 13.00 мск.

Самое просторное помещение звездолета - кладовая. Модуль ЭУ-250 включает в себя большой холодильник, стеллажи с продуктовыми запасами, здесь же приткнулись тренажерный зал и экспериментальная оранжерея.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Юрий Караш, член-корреспондент Российской академии космонавтики: «Это закрепление давно пройденного»


- О реальном значении «Марса-500» для подготовки экспедиции к Красной планете говорит такой факт: среди его участников нет ни одного представителя США - единственной на сегодня страны, наметившей срок отправки своих астронавтов к Марсу (середина 2030-х годов). Более того, в 2010 году правительство Чили обратилось к НАСА, а не к Роскосмосу с просьбой помочь в спасении чилийских горняков, оказавшихся в подземной ловушке. Мотивировка: у НАСА есть опыт проведения «экспериментов в условиях крайней изоляции». Хотя в СССР/России с начала 1960-х годов осуществили намного больше подобных экспериментов. Среди них были и годовой, проведенный в 1967 - 1968 годах, и 240-суточный SFINCSS-99, проходивший в 1999 - 2000 годах. Не говоря уже о реальных длительных полетах на станции «Мир» и на МКС.

Что же касается отработки высадки на поверхность Красной планеты... То этим начиная еще с 2001 года занимается американское Марсианское общество. В Арктике даже специально построен модуль «Флэшлайн». Все это, увы, заметно девальвировало ценность нынешних исследований в изоляции. В том числе и для подготовки экспедиции к Красной планете.

Не думаю, что «Марс-500» - новое слово в науке, изучающей жизнь и поведение людей в условиях ограниченного объема. Скорее это закрепление пройденного, что тоже важно. Но не менее важно не впасть в самообман, думая, будто этот эксперимент означает, что Россия реально стала готовиться к миссии на Марс.  

В стране нет конкретных планов по пилотируемому исследованию и освоению космоса после завершения полета МКС, намеченного на 2020 год. Без подобных планов «Марс-500» напоминает сюжет из анекдота времен застоя, когда Брежнев рекомендовал решить проблему экспресса, остановившегося из-за разобранного перед ним пути: занавесить окна и качать вагоны, создавая иллюзию движения вперед.