Новый "рекорд" Украины: С начала года страну минировали сорок раз

Такого количества ложных сообщений о заминированных школах, вокзалах, больницах и домах давно не поступало в милицию. Оперативные службы с ног сбились в поисках «бомб» и «террористов». Но уверенность, что за каждым «взрывом» стоят школьники или сумасшедшие, несколько пошатнулась в последний месяц.

«КИЕВСКИЙ МИНЕР»

Такого количества ложных сообщений о заминированных школах, вокзалах, больницах и домах давно не поступало в милицию. Оперативные службы с ног сбились в поисках «бомб» и «террористов». Но уверенность, что за каждым «взрывом» стоят школьники или сумасшедшие, несколько пошатнулась в последний месяц. Основной причиной стали взрывы в Макеевке - не «телефонные», а вполне тротиловые. В минувшие же выходные нервы милиционеров и сотрудников спецслужб проверял «киевский минер».

О том, что он существует, в столичной милиции узнали в воскресенье на рассвете. В дежурную часть позвонили и сообщили, что в центре Киева, у Бессарабской площади, найден подозрительный предмет, очень похожий на самодельное взрывное устройство. На место выехала милиция и приступила к осмотру находки. Но тут им в буквальном смысле слова пришлось разрываться: до 11 утра киевляне сообщили еще о восьми бомбах, найденных на разных улицах в центре столицы. При этом неизвестные оставили их на самом видном месте. 

Девять «мин» оказались муляжом, внешне очень похожим на самодельное взрывное устройство. Каждая состояла из пластиковых бутылок с каким-то кристаллическим веществом внутри (данные экспертизы еще не готовы). К корпусу бутылки изолентой были примотаны электронные ручные часы, провода и компакт-диск. На нем неизвестный мужчина с марлевой маской на лице записал послание, что таким образом он выражает протест против «нецелевого использования бюджетных средств». Каждую «бомбу» пришлось обезвреживать из гидропушки, и теперь милиция разыскивает «минера». 

Этот случай, пожалуй, один из немногих, когда бдительность самих жителей города реально помогла милиции. И ради таких случаев силовики реагируют на каждый тревожный звонок. А их только с начала года зарегистрировано больше 40. Это своеобразный рекорд, констатируют в МВД. Такого еще не было. А ведь после каждого сообщения необходимо проверить, насколько реальна угроза теракта.

«АЛЛО, Я ЗАЛОЖИЛ БОМБУ!»

В конце января в дежурной части Львова раздался звонок. Мужской голос уверенно сообщил: «Скоро Больница скорой помощи взлетит в воздух. Я заложил там взрывчатку. С минуты на минуту будет взрыв». Представиться молодой человек не пожелал, бросил трубку. Но переполох - да еще какой! - наделал. 

Тут же к больнице были стянуты все оперативные службы - пожарные, взрывотехники, кинологи, оперативно-следственная группа. Всего 130 человек, 37 единиц техники. Первым делом бросились эвакуировать больных. Те, кто мог передвигать­ся, сами покидали помещение, а вот лежачих пришлось вывозить на каталках прямо на мороз. Особенно тяжело пришлось тем, кто находился в реанимации после операции. Всего на улице оказалось около 600 человек - больных и медперсонала. Обеспокоенные пациенты звонили родственникам, просили принести теплую одежду и обувь, ведь оказались средь зимы на улице в халате и тапочках.

Около пяти часов в помещении искали бомбу, а параллельно - звонившего. Как выяснили, аноним воспользовался телефоном-автоматом в холле больницы. Медперсонал запомнил, кто последним разговаривал по телефону. Парня уже знали в лицо, он довольно часто наведывался, требовал вызвать врачей, ругал их за плохую работу. Да и ходить за «террористом» далеко не пришлось - он стоял неподалеку и наблюдал за происходящим. Когда его задержали, оказалось, что 24-летний молодой человек состоит на учете в психдиспансере. Около года назад в «заминированной» больнице умерла его бабушка, и он, считая, что медики не оказали ей необходимой помощи, решил отомстить. Выпив для храбрости, позвонил в милицию. 

- В течение полутора недель нам трижды звонили с угрозами взрывов и беспорядков, - рассказывает начальник пресс-службы управления милиции во Львовской области Денис Харчук. - После случая с мнимой взрывчаткой в больнице, поиск которой, кстати, обошелся в 57 тысяч гривен, пятиклассник «подрывал» свою школу - не выучил уроки. Потом еще один ранее судимый львовянин, изрядно набравшись, предупреждал о запланированных беспорядках в городских трамваях. Его задержали в тот же день по месту жительства бойцы спецподразделения «Беркут». Когда его доставили в райотдел, он оправдывался, мол, хотел убедиться, насколько оперативно сработает милиция. Но того, что к нему нагрянут через несколько часов после звонка люди в масках, - не ожидал.  

 

После взрыва в Макеевке все сообщения о заложенных бомбах воспринимаются особенно остро.

ИЩУТ ПОЖАРНЫЕ, ИЩЕТ МИЛИЦИЯ…

Телефонные хулиганы просто достали правоохранителей ложными сообщениями! Ведь в тот момент, когда специалисты разыскивают несуществующую бомбу, у реальных бандитов в буквальном смысле слова развязаны руки.

- На любое сообщение о бомбе мы обязаны тут же отреагировать, даже если уверены, что это - ложный вызов, -  рассказывает начальник Департамента общественной безопасности Владимир Петровский. - По тревоге поднимаются еще и спасатели, медики, в некоторых случаях газовщики, электрики и так далее. Когда недавно в Киеве «заминировали» автовокзал, эвакуация людей, проверка, поиск звонившего в среднем обошлись в 50 тысяч гривен. Хоть и возбуждается уголовное дело за «Заведомо неправдивое сообщение об угрозе общественной безопасности, уничтожении или повреждении имущества», да только суды назначают штраф в 8 тысяч гривен. А к реальному сроку (статья предусматривает наказание от 2 до 5 лет лишения свободы) на моей памяти приговорили только одного человека. За ложное сообщение о бомбе он получил 2 года, и то с отсрочкой.

По словам милиционеров, основная загвоздка в том, что хулиганят или школьники, или же психически нездоровые люди. За несовершеннолетних ответственность несут их родители, так сказать, рублем. С больных вообще нечего взять, даже штрафа. Можно только отправить на принудительное лечение. 

А вычисляют телефонных террористов по горячим следам в 60 процентах случаев - это, по меркам милиции, немало. Однако количество «бомбистов» не уменьшается. Только в прошлом году взрывотехники выезжали на вызовы 437 раз - больше, чем дней в году.

Фото Константина БУНОВСКОГО.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

«Лжеминирование - явление  абсолютно не новое»

Причиной всплеска волны телефонного террора в Украине, по мнению начальника Департамента общественной безопасности, послужили теракты в Макеевке и московском аэропорту Домодедово.

- Мы заметили: как только где-то прогремит серьезный взрыв, тут же поступает масса сообщений о заминировании или же об обнаружении подозрительных предметов, - констатирует Владимир Петровский. - Безусловно, не рассказывать людям о том, что происходит, нельзя, но, на мой взгляд, делать это надо очень осторожно.

По мнению психолога-криминолога Юрия Ирхина, массовое лжеминирование - явление  абсолютно не новое.

- В годы Великой Отечественной, после оккупации, детишки часто бегали по улицам и кричали: «Тревога! Воздух!» Им было интересно наблюдать, как старики хватали вещи и спешили в бомбоубежище.

Почему среди террористов так много несовершеннолетних и психически нездоровых людей? Последние, как и дети, подвержены информационному влиянию и стараются повторить услышанное. В наши дни у любого слабонервного человека могут развиваться расстройства. В мировой истории сначала происходит взрыв, потом идет шантаж. Редко, когда сначала шантажируют, а потом взрывают, - такое поведение больше свойственно психически нездоровым людям. Но если им попадется в руки взрывчатка, они ведь могут и по-настоящему взорвать...