История взлета «Викиликса»: Как бомж из Австралии стал королем компромата

История с «Викиликсом» и утечкой информации потрясла весь мир. Главный редактор The New York Times Билл КЕЛЛЕР рассказал о сотрудничестве с лидером скандального сайтаДжулианом Ассанжем.

Таким Ассанж был в самом начале пути.

Приключения начинаются!

Все началось с того, что Келлеру позвонил главный редактор британской газеты «Гардиан» Алан Русбриджер и поинтересовался, не знает ли тот, как организовать переговоры, чтобы не прослушали. Получив отрицательный ответ, Русбриджер все же осторожно объяснил суть дела. Некая организация под названием «Викиликс» получила приличный набор засекреченных документов правительства США. 

Глава «Викиликса» Джулиан Ассанж, эксцентричный хакер австралийского происхождения без постоянного места жительства, предложил «Гардиан» полмиллиона военных документов по Афганистану и Ираку. Кроме того, дал понять, что у него есть куча секретной дипломатической переписки. «Гардиан» предложил разделить эту ношу с «Нью-Йорк Таймс», чтобы ускорить процесс обработки документов и усилить размах информационного воздействия. Источник согласен, ждали ответа Келлера. 

Конечно, тот сказал да, чем положил начало шести месяцам приключений.  

Был похож на Питера Пэна

Сразу после звонка британского коллеги Келлер отправил в Лондон одного из лучших журналистов, военного эксперта Эрика Шмита. Он должен был встретиться с таинственным источником, оценить секретную информацию, придумать, как это поделить между тремя изданиями (помимо «Нью-Йорк Таймс» и «Гардиан», Ассанж привлек немецкую газету «Шпигель»), и наладить совместную работу. 

Вот как Шмит описал Ассанжа после первой встречи: «Он высокий - где-то 1 м 90 см - и тощий, бледная кожа, серые глаза и копна белых волос, которые сразу привлекают внимание». Он был какой-то потрепанный, «похож на городскую сумасшедшую старушку», одет в поношенную куртку, мешковатые штаны с большими карманами, несвежую рубашку, старые кроссовки и грязные растянутые белые носки. От него пахло, будто он не видел душа несколько дней. 

«Господин Ассанж скинул с плеч огромный рюкзак и вытащил из него арсенал ноутбуков, проводов, мобильников и флэшек с секретами «Викиликса». Во время первой беседы он произвел впечатление умного, хорошо образованного и подкованного в технических вопросах человека. Но в то же время он показался высокомерным, легкоранимым и на удивление легковерным. 

Однако, несмотря на всю напыщенность, временами «он напоминал Питера Пэна». Однажды вечером, прогуливаясь после ужина с журналистами, «Ассанж вдруг начал скакать перед остальными». Те уставились на него в изумлении. Потом он так же резко остановился и продолжил беседу. 

Джулиан Ассанж предоставил газетам информацию с одним условием: публикации не должны выходить раньше определенных дат, запланированных «Викиликсом». Вначале идут документы по Афганистану, затем по Ираку. Что именно и как писать, решают сами журналисты. Такие временные ограничения - обычное дело в журналистике. Но источник также понимал, что подобное ожидание вызовет дополнительный интерес к истории, особенно если ее освещают сразу несколько изданий. 

Тем временем в Нью-Йорке сколотили команду репортеров, экспертов и редакторов и разместили их в отдельном офисе. Каждый отвечал за конкретную область, в которой лучше всего разбирался, и получил пароль для доступа к данным. Именно им приходилось иметь дело с секретной информацией и источником, «который вел себя, как беглый, постоянно менял места ночлега, адреса электронной почты и номера телефонов». 

Но через несколько месяцев Ассанж уже почувствовал себя звездой и совершенно изменился. Изгой с огромным рюкзаком и растянутыми сползающими носками превратился во вполне светского персонажа с крашеными и аккуратно стриженными волосами в дорогом костюме с ультрамодным тонким галстуком. «Он стал культовой фигурой для молодых левых европейцев и даже магнитом для женщин». Теперь «его можно было представить как героя или злодея из мегапопулярного бестселлера».

 

Зато теперь он просто денди...

Комната без окон

В октябре «Викиликс» передал «Гардиан» третью часть архива - дипломатическую переписку между госдепом США и его филиалами по всему миру.  

 Все понимали, что дипломатическая переписка - вещь куда более взрывоопасная, чем данные о войне в Афганистане или Ираке. Поэтому глава вашингтонского отделения «Нью-Йорк Таймс» Дин Бакет заранее предупредил Белый дом о готовящихся материалах. 

Через несколько дней его с двумя коллегами пригласили «в комнату без окон в госдепе США, где их встретила неулыбчивая группа людей». За круглым столом собрались «представители Белого дома, государственного департамента, офиса директора национальной разведки, ЦРУ, военной разведки, ФБР и Пентагона». Встреча была не для протокола, но настроение было напряженное. 

Дальнейшие встречи постепенно перешли в ежедневные конференц-звонки. Перед каждым обсуждением вашингтонское отделение отправляло куда следовало пакет документов с материалами для будущих публикаций. Затем их передавали «региональным специалистам, которые высказывали свои соображения небольшой группе в госдепе, а те приходили на ежедневные переговоры со списком приоритетов и аргументов».  

Дипломатическая переписка, попавшая в руки журналистов, оказалась настоящей бомбой. Здесь были сообщения со всего света - из каждого посольства, консульства США или их филиалов! Там был материал для сотен статей: «откровенная оценка иностранных лидеров, описание сложных переговоров, предположения о коррупции и двуличии, бесчисленные закулисные подробности». 

В отличие от военных данных эти депеши были написаны «на хорошем английском, иногда с юмором, красками и интересными замечаниями («Кто мог подумать, - сказал один из английских коллег, - что американские дипломаты могут писать?»)». 

Даже в России у Ассанжа нашлось несколько фанатов.

Реакция публики

До скандала с «Викиликсом» у «Нью-Йорк Таймс» были две самые яркие информационные бомбы. Обе - о тактике администрации Буша после теракта 11 сентября 2001 года. 

Первая рассказывала о том, как агентство национальной безопасности США ставило прослушку на домашние телефоны обычных граждан и взламывало их электронную почту, не имея на то юридических санкций. Вторая - о крупной программе министерства финансов по отслеживанию международных банковских счетов. 

«Я хорошо помню, как сидел в Овальном кабинете, а Джордж Буш убеждал меня и издателя газеты отказаться от истории про прослушку. Он сказал, что если мы опубликуем ее, то разделим вину за следующий теракт. Нас это не убедило, статью напечатали...» 

«На этот раз реакция администрации Обамы была другой. В основном трезвой и профессиональной». Хотя без лекции в Овальном кабинете, конечно, не обошлось. 

Реакция  широкой публики была разной. Но, что интересно, отношение ко всей этой истории с утечкой информации было почти противоположным в США и Европе. Американцы настроились явно враждебно к «Викиликсу». А европейцы, похоже, «получали определенное удовольствие наблюдать, как сбивают спесь с последней сверхдержавы». 

(По материалам газеты The New York Times.)

КСТАТИ

Адвокаты Джулиана Ассанжа на Рождество разослали всем, с кем сотрудничал «Викиликс», поздравительные открытки следующего содержания: «Дорогие детки, Санта-Клаус - это мама и папа. С любовью, «Викиликс».