Дом-музей домовых в Крыму окрестили «рассадником дьяволизма»

Прихожане считают деревянные фигурки хранителя жилья проявлением нечистой силы, а хозяин музея полагает, что таким образом привлекает туристов в заброшенную деревню.

Фото автора

«Я делал иконостасы и кресты для церквей»

Аккурат в канун языческого праздника Кудесы - дня домового, который приходится на 10 февраля, - в селе Запрудное, что под Алуштой, разыгрался настоящий скандал. Полтора года назад в этом живописном месте Южного берега Крыма открылся первый и единственный в мире дом-музей домовых. Его создатель - Николай Никоноров - художник, резчик по дереву и директор в одном лице. Вместе со своей женой Натальей, тоже художницей, он создает полутораметровые фигурки, выполненные в образе людей и животных. Впервые мастер назвал свои творения «домовыми», когда туристы стали у него покупать фигурки и рассказывать после этого удивительные вещи. Якобы после приобретения «домового» и установки в своем доме жизнь начинала бить ключом, проблемы разрешались сами собой, а заветные мечты исполнялись в кратчайшие сроки. Разговоры о чудесах, которые способны творить творческие работы Никонорова, быстро облетели всю Украину, и вскоре запрудненский домовой поселился даже в доме экс-премьер-министра Юлии Тимошенко.

Однако прихожане местной церкви, которая находится неподалеку от дома-музея домовых, посчитали деревянных волшебников проявлением нечистой силы. Обратились к батюшке, тот поддержал их и посоветовал написать письмо в Маломаякский сельский совет, к которому территориально относится Запрудное. Более сотни верующих собрали свои подписи и попросили местных чиновников повлиять на директора. Жители Запрудного требуют переименовать уникальный музей.

- Я долго работал над тем, чтоб о доме-музее домовых узнали как можно больше украинцев, хотел привлечь туристов в наше село, - рассказал «КП» Николай Валерьевич. - Ко мне за фигурками приезжают даже иностранцы: кто просто ходит-смотрит, а кто сразу за покупкой едет. Почти все посетители - люди верующие, и никогда никаких проблем не возникало. А тут…

Художник подозревает, что на самом деле прихожан против него специально настроило местное духовенство. Мол, и повод для этого есть основательный: якобы священники позарились на землю, где расположена мастерская.

- Собираются строить еще один храм и претендуют на землю, где находится мое помещение, - сетует Никоноров. - Я взял этот зал в аренду еще в конце 90-х, тогда это была полуразрушенная баня. Почему-то раньше прихожане никаких претензий не имели, а тут вдруг ни с того ни с сего окрестили мой музей «рассадником дьяволизма».

Николай Никоноров отмечает, что он с супругой были основными мастерами многих работ, выполненных на заказ церквей.

- Именно мы делали иконостас для церкви в Лучистом, канонические иконы для алуштинских и ялтинских храмов, киоты, нательные деревянные кресты, - перечисляет мастер. - Выходит, дабы украсить свои приходы, церковники обращались в «бесовскую организацию»?!

Церковь не признает домовых

В Маломаякском сельском совете местных мастеров не поддерживают. Чиновники признаются, дом-музей домовых - это вообще самая большая головная боль для них.

- Действительно, к нам пришло письмо от жителей Запрудного с просьбой о переименовании музея, - рассказала «КП» специалист первой категории Маломаякского сельского совета Ирина Бачинская. - Но, на наш взгляд, эта дилемма - только верхушка айсберга. Дело в том, что дом домовых вообще не оформлен как музей. Его хозяин не платит отчисления в местные органы советов, положенный по закону Украины «О музеях». К тому же отсутствует договор об аренде земли и самого помещения.

По словам Ирины Алексеевны, художник сам вступил в бой с духовенством, написав жалобу в Симферопольскую и Крымскую епархию о сговоре священника и прихожан.

- Церковь не признает домовых, и люди просят переименовать музей в дом народного творчества или, к примеру, в дом художника, - говорит Ирина Алексеевна. - Ведь рядом находится и храм, и детский сад. Чем закончится этот сыр-бор, неизвестно, но земельный вопрос в любом случае будет решен согласно законодательству.   

В епархии жалобы директора музея не комментируют, но все священники сходятся в одном - домовых не существует. Обратные утверждения - это суеверия. Суеверие, в свою очередь, является грехом, поэтому его надо обязательно исповедовать. А чтобы Бог благословлял нас и наше жилище, необходимо проводить чин освящения дома или квартиры, а также строящегося здания.

По мнению же Николая Никонорова, идет обычный дерибан земли:

- А как по-другому это назвать?! Если даже Александр Пушкин посвящал домовому стихотворения. К тому же я сам человек верующий, но в этой ситуации считаю, что любой мастер, творец должен быть безнациональным, уважающим одновременно все существующие религии.