Об отсутствии у них элементарной трудовой дисциплины - каждый день приходить на свое рабочее место - сложены груды новостей. СМИ предоставляют и точное количество пропусков по каждому нардепу, и стыдят их, но ни разу и ни одного парламентария это не смутило. Наоборот, заметки о собственном тунеядстве их веселят.
Посмеяться над попыткой привлечения депутатов к трудовой дисциплине парламентарии смогут и сегодня. На сайте Верховной Рады обнародован законопроект, который предлагает начислять им заработную плату от выработки. Прогулял заседание комитета или сессионный день - получка "похудела". Увы, суммы штрафов в законопроекте не указаны, но их легко можно рассчитать. В среднем это должно быть около 400 гривен за один пропуск (чистый оклад парламентария - около 8000 гривен, поделенный на 20 рабочих дней). Каковы шансы принятия этого закона? Будем откровенны: нулевые. Это знает и автор законопроекта Юрий Гнаткевич, и его сослуживцы. Из любопытства обзвонила нескольких депутатов из разных фракций - так называемых блюстителей морали - и те без смущения признались: подобные предложения выдвигаются ради "искусства", то есть они никогда не станут законами. И трудно с этим утверждением не согласиться, поскольку только на моей памяти предложений карать депутатов гривной было не меньше пяти. И где эти законопроекты? Канули в Лету…
- Отчего так? - спрашиваю собеседников. А в ответ - долгая пауза и сумбурные фразы, что, мол, депутаты потеряли стыд. Не буду отрицать, возможно, и так. Но только мне кажется, что у вас, уважаемые народные избранники, его и не было. Иначе как бы вы смогли повесить себе на грудь депутатский значок, когда отсутствие каких-либо "моральных тормозов" заложено в саму систему прохождения в Верховную Раду? В XXI веке выяснилось, что в Украине депутат с принципами - обуза. Ведь он может проголосовать, как ему вздумается, сокрушив линию партии.
Не хочется быть пессимистом, но даже ближайшие парламентские выборы не исправят депутатов. Поскольку исправлять нужно не парламентариев, а общество, которое доверяет себя в руки тунеядцев. А это задача практически непосильная.