Озверевшая толпа египтян чуть не растерзала спецкора «КП»

Для революционеров в Стране пирамид наступили решающие дни - либо они свергнут президента Мубарака, либо их разгонят и начнутся репрессии.

Элегантный пустой самолет из Вены касается полосы, но десять унылых пассажиров даже не аплодируют. Чему тут радоваться? В салоне - победные вальсы Штрауса и австрийские булочки, за окном - желтая, песчаная земля и мертвый аэропорт. Моих попутчиков быстро разбирают родственники, и я остаюсь совершенно одна в зале прилета. «Куда вы? - кричит мне вслед представитель австрийских авиалиний. - В город - нельзя, убьют, ночуйте здесь».

Меня тут же облепляет толпа наглых таксистов. Они хватают мои вещи, что-то кричат и готовы рвать меня на куски. Еще бы, единственный клиент! В отчаянии я вцепляюсь в двух толстых мужиков с табличками «секьюрити». «Ребята! Я тут одна, запомните меня. Кто из таксистов надежный?» «Не бойся, - говорит мужик с пивным животиком. - Мы и фамилию твою запишем, и в такси посадим». «Секьюрити» отгоняют наглецов и выбирают самых благонадежных. «Главное, не высовывай голову, - твердят они мне вслед. - Прячься в глубине машины. И, ради Аллаха, не останавливайся».

Аэропорт со всех сторон окружен танками и армией. А дальше - дорога в никуда. Полиции нет, полиция спряталась. Есть лишь беспорядочная толпа, легко освободившаяся от пут дисциплины и условностей. На огромном мосту через Нил машина встает в пробке. Двери распахиваются, и люди с разбойничьими рожами и дубинками в руках лезут прямо в салон нашей машины.

Я в ужасе кричу и крепко прижимаю к себе драгоценную сумку с деньгами и документами. Чего хотят эти люди? Они кричат на таксиста, показывают на меня, потрясают каким-то списком и пытаются выпихнуть водителя из машины. Я наполовину высовываюсь из открытого окошка и истошно воплю: «На помощь! Кто-нибудь!» Несколько машин останавливаются, люди смотрят с любопытством, но не вмешиваются. Вокруг нас постепенно собирается толпа. Мне удается выпрыгнуть из машины, но меня силой усаживают обратно. Наконец такси трогается, на переднем сиденье - какой-то местный главарь бандюков.

Таксист смелеет и, по-видимому, набрасывается на него с упреками. Тот показывает на меня и что-то объясняет. Я рыдаю, размазывая по лицу косметику. Вдоль всего моста стоят группы людей с дубинками и листовками в руках. В районе Замалек незваный пассажир выходит и даже говорит мне: «Sorry».

 

Спецкор «КП» Дарья АСЛАМОВА передает из Каира: «Озверевшая толпа египтян...»

В маленькой гостинице, спрятанной на последних этажах огромного здания, горят только свечи. Электричество выключили, чтобы не привлекать внимания с улицы. «Денег нет, - растерянно говорит хозяйка отеля, когда я прошу ее поменять валюту. - Ни у кого. Банкоматы стоят пустые, банки не работают. Еды тоже осталось на три дня. И последняя бутылка шампанского. В пятницу никто носа из отеля не высунет». Еще бы - ее уже называют тут «днем ухода» Мубарака. Оппозиция грозилась вывести на улицы после традиционной пятничной молитвы более миллиона человек и устроить грандиозные похороны «жертв режима» (погибших никто официально не считал, но, говорят, их десятки). После этого манифестанты намерены «пойти на решающий штурм и в ближайшие день-два покончить с Мубараком».

Когда закончатся погромы на каирских улицах, неизвестно.

 

Вечером в гостиничных коридорах я слышу топот. Открываю дверь и вижу своих коллег, убегающих с камерами в руках. «Что случилось?» - «Полиция! Проверяет гостиницы и арестовывает иностранных журналистов, особенно телевизионщиков». - «Но за что?!» - «А у тебя есть разрешение на работу? Ты по какой визе въехала?» - «По туристической». - «Значит, ты подлежишь аресту и депортации за незаконную работу».

Толпу журналистов прячут у соседей, а меня хозяйка впихивает в огромную гостиную, сует в руки бокал с шампанским и шепчет: «Не забудьте, что вы туристка». В гостиной, освещенной только свечами, лишь пожилая немецкая пара, увлекающаяся искусством Османской империи.

Когда приходят серые люди в штатском, мы мирно выпиваем и беседуем об исламской керамике. Люди принюхиваются, молча рассматривают нас и уходят. Пронесло. Комендантский час уже вступил в силу, и со стороны площади Тахрир доносятся частые автоматные очереди. На моей собеседнице - вечерний (!) туалет и нитка неподдельного жемчуга. «Правда, все как в романах Агаты Кристи? - подмигивает мне веселая старушка. - Только убивают не в отелях, а на улицах».

А В ЭТО ВРЕМЯ

Украинцы, только прилетевшие в Египет, уже просятся домой

Александр ФЕДЧЕНКО

Туроператоры тем временем продолжают продавать дешевые туры, отправляя в бушующую страну по 100 человек в день.

- Я купила тур в Египет на прошлой неделе, позвонила знакомая и предложила по дешевке горящую путевку. Сказала - на курортах тихо. А если что, меня тут же заберут самолеты МЧС, - рассказывает по телефону Тамара Головко из Ровно. - Я никогда не была за границей, а тут появилась возможность слетать за 250 у.е., поэтому согласилась. Теперь вот жалею.

По словам Тамары, прилетела она в Хургаду в четверг вечером. Первое впечатление от арабской страны - вооруженные солдаты и несколько танков в аэропорту. Дальше - больше. Уже ночью возле гостиницы, в которой поселилась Тамара, была драка. Местные жители поймали мародеров и сильно их избили. Затем началась стрельба.

- Несмотря на хорошую погоду, я боюсь выходить из гостиницы, ведь повсюду до зубов вооруженные военные. Я видела их даже на пляже, - продолжает Тамара. - Накаляют обстановку местные, которые толпами валят из столицы. Ходят слухи, что скоро у них закончится еда и начнут громить гостиницы, грабить туристов. Мне страшно, я хочу домой…

А тем временем МЧС совместно с МИД разработали программу эвакуации украинцев из Египта. Вчера в Хургаду был отправлен самолет авиакомпании МАУ, который привез в Киев 190 человек. В основном это люди, которые проживали в Стране пирамид на постоянной основе.

- В субботу рано утром из «Борисполя» вылетит еще один самолет на Каир, - говорит спикер МИД Александр Дикусаров. - Из столицы Египта он заберет около 100 человек. Затем борт отправится в Хургаду, где подберет желающих вернуться из курортных городов. Точное количество пассажиров мы пока не знаем. Списки формируются онлайн. Кто-то обращается, кто-то отказывается.  Всем, кто хочет вернуться в Украину, нужно позвонить в наше посольство в Каире. Их запишут и скажут, куда нужно приехать.

По словам чиновников, на этом спасательная операция не заканчивается. Если будет необходимость, в Египет отправят дополнительные самолеты. Средства на это есть. На днях Кабмин выделил 10 миллионов гривен на спасательную операцию.

В ТЕМУ

МЧС просит власть запретить полеты в горячую точку

Спасатели просят правительство временно запретить поездки в Египет. Ведь пребывание туристов в Египте опасно.

- Ситуация, когда в страну, где гибнут люди и бушуют беспорядки, вылетают по 100 туристов в день, абсурдна, - говорят спасатели. - И это несмотря на рекомендации МИД...

Министерство настойчиво рекомендует украинцам не лететь в Египет. А прибывшим советует воспользоваться первой же возможностью, чтобы вернуться домой.

 

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

Дарья Асламова избита митингующими

Андрей РЯБЦЕВ

У нашей журналистки отобрали деньги и документы.

Специальный корреспондент «Комсомольской правды» Дарья Асламова пострадала во время беспорядков в Каире. Дарья вышла на связь с московской редакцией в 14.45 по мск.

- Я на улице Нехеру, 48, это район Гелиополис. У меня отобрали документы и деньги, - сообщила наш спецкор. - Полицейских на улице не видно. Толпа настроена агрессивно, выкрикивают ругательства на арабском, меня несколько раз ударили.

На Дарью напали в тот момент, когда она намеревалась войти в подъезд, в котором живет один из каирских политологов - Анвар Абдель Малик.

«КП» сразу же связалась с российским консулом в Каире Шамилем Утоевым. Он заявил, что в ближайшее время постарается связаться с нашим спецкором и оказать всю возможную помощь по дипломатическим каналам.