Как царь Петр подданным зубы рвал...

Ничего удивительного, что правители великих империй и сильные мира сего оказывались совершенно беспомощными перед самыми разными недугами, иногда весьма необычными.

Рисунок Валентина ДРУЖИНИНА.

Хотя и тут они порой брали «быка за рога» и начинали врачевать сами. На горе верноподданным

Как известно, Петр I любил рвать зубы. Здоровые в том числе. Жажда новых знаний заставляла царя-реформатора первым учиться всему передовому. Именно при нем берет свое начало российская судебная медицина.

По свидетельству некоторых историков, царь любил сам присутствовать при вскрытиях. И свиту заставлял. Однажды на уроке анатомии в Голландии он услышал, что кто-то из его верноподданных не выдержал зрелища и его стошнило. Рассвирепевший Петр заставил всех своих приближенных кусать труп, чтобы избавиться от чистоплюйства и брезгливости.

Неистовый Петр весьма любил сразу на практике испробовать то, чему его научили за границей. Особенно он радовался, когда обучился стоматологической помощи. Стоило кому-то из приближенных пожаловаться на зубную боль, как обрадованный царь тут же доставал сундучок с врачебными инструментами (с которымипочти не расставался) и выдирал у несчастного больной зуб.

Зачастую от царевой руки страдали абсолютно здоровые зубы. В этом можно убедиться в петербургской Кунсткамере, где выложены и устрашающего вида инструментарий, и связки зубов, собственноручно выдранных Петром *.

КОММЕНТАРИЙ ВРАЧА

- Такое поведение Петра однозначно говорит об истеричности его личности, - рассказала «КП» психолог Ольга МЕЖЕНИНА. - Кроме того, подобные выходки свидетельствуют о глубокой психологической травме в детстве (а их у Петра хватало, взять хоть сестру Софью и стрелецкие бунты. - Прим. ред.). Как правило, став взрослыми, такие дети, получившие власть, знания, деньги, хоть что-то возвышающее их, начинают мстить. Причем, как правило, всему миру, всем окружающим, а не только тем, кто измывался над ними. И в каждой выходке Петра - собственноручное выдирание зубов или обрубание бород боярам - однозначно сквозит истеричность, а не просто властность натуры.

Каким бы интеллектом ни обладал человек, желание причинить боль (то же вырывание зубов) - это патология. Также, как правило, травмированные в детстве люди сами не любят детей (стоит только вспомнить об отношении Петра к своему сыну Алексею. - Прим. ред.).

Конечно, мы не можем сказать, чем был болен (и был ли на самом деле болен) Петр. Но общеизвестен факт, что у него при огромном росте была достаточно маленькая голова. Это также может говорить о патологии развития или о травме при рождении.

Порфирию Георга III лечили смирительными рубашками и клизмами

Британский монарх Георг III, правивший в конце XVIII века, был болен генетически наследуемой болезнью - порфирией. В XVIII веке ее симптомы были еще неизвестны. Поэтому первые признаки - болевые ощущения и сыпь на коже - приписали неумеренному аппетиту короля. Ему прописали слабительное и клизмы. Казалось, это  даже помогло.

Но со временем приступы становились все страшнее. Во время них король оскорблял своих родных и подданных. В такие моменты, по указанию придворного лекаря, Георга III одевали в смирительную рубашку и сажали в смирительное же кресло, крепко привязывая. Чувствительную кожу короля обкладывали примочками, что еще сильнее раздражало язвы. Георг страшно страдал и молил о смерти.

Вопреки такому лечению он все же выжил. И благополучно правил страной еще пару десятков лет, пока в 1810-м болезнь окончательно его не сломила.

КОММЕНТАРИЙ ВРАЧА

- Судя по всему, у Георга была острая форма порфирии, - говорит д. б. н., генетик Жанна ГЛИНКИНА. - Именно для этой формы характерны тяжелые неврологические нарушения, затрагивающие все отделы нервной системы. Эта наследственная болезнь вызывает мутацию гена, отвечающего за биосинтез в крови вещества гема, который не дает накапливаться в организме токсичным порфиринам. В первую очередь это заметно по моче, которая изменяет свой цвет (от розового до темно-красного). Проявляется болезнь и на коже.

Петр III больше любил собак, чем жену

Внук именитого дедушки и муж будущей императрицы Екатерины Великой Петр III предпочитал играть с женой в солдатики, вместо того чтобы зачинать наследников.

И дело было не только в его инфантильности и своеобразном характере. Петр III имел довольно редкий недостаток - фимоз. То есть сращение крайней плоти. Даже небольшая эрекция вызывала у будущего императора крайне болезненные ощущения. Возможно, поэтому восемь лет спустя после свадьбы Екатерина все еще оставалась девственницей.

Даже когда Петру III сделали операцию и он смог наконец-то стать полноценным мужчиной, с женой он по привычке уже не спал.

КОММЕНТАРИЙ ВРАЧА

- Отсутствие желания к жене может быть обусловлено разными причинами, - говорит профессор, к. м. н, сексолог Александр ПОЛЕЕВ. - Объяснять это фимозом не стоит, потому что при невозможности заняться сексом стандартно, можно найти другие способы ласк. Скорее у Петра III была общая патология характера, а сексуальная холодность - ее следствие. Ведь он был временами агрессивен и вспыльчив, временами плаксив, несдержан. Современные психологи назвали бы такие отклонения в характере мозаичной психопатией.



 

* - По мотивам книги «Самые непристойные скандалы из жизни правителей всех времен и народов» Майкла Фарквара.