Участники «Марша миллионов»: «Это последний день Мубарака!»

Наши спецкоры Александр КОЦ и Дмитрий СТЕШИН передают из Каира, где вчера прошла самая массовая акция протеста за все восемь дней беспорядков.

Президенту Мубараку каирцы, протестующие на площади Свободы, готовят незавидную участь. Они подвесили на консоль для светофора чучело, символизирующее главу государства.

 

- Что вы делаете, зачем вы снимаете этих идиотов? - кричит женщина в хиджабе на журналиста западного телеканала на окраине Каира.

По улицам столицы Египта народ, как в воронку, стекается в центр города протестовать против действующего режима. Реакция немолодой женщины на эти живые потоки довольно странная.

- Вы не согласны с требованием об отставке Мубарака? - спрашиваем у нее, пробившись через толпу.

- Вы что, думаете, что все эти выступления - мнение большинства? - кричит на нас женщина, и неожиданно вокруг нее возникает немало сторонников. Они обступают корреспондентов «КП».

- Это телевидение делает из протестующих большинство. Даже если их на площади соберется миллион, что это для 25-миллионного Каира?

- То есть вас устраивает действующая власть?

- Эта молодежь не помнит, как мы жили до Мубарака. Он хороший президент, но немного запутался. Дайте ему время, и он все исправит. Ведь страдают сейчас не те, кто стоит на площади, а мы.

 Основная проблема пригородов - продовольствие. Практически все магазины закрыты. Мы видели очередь за хлебом длиной в километр. Противники бунта, а их здесь немало, винят во всем некие силы, поддерживающие градус кипения на  улицах. Ощущение, что еще чуть-чуть - и они схлестнутся со своими оппонентами в рукопашной.

ТУРИСТЫ ШТУРМУЮТ АЭРОПОРТ...

Большинство иностранцев в Каире не заморачиваются нюансами политической ситуации. Они штурмуют международный аэропорт в надежде сесть на последний рейс. Ситуация здесь резко ухудшилась. Каирский аэропорт теперь обложен блокпостами - досматриваются и машины, и отдельные подозрительные пассажиры.

Целый час мы ехали последний километр до здания аэровокзала. Худшие ожидания подтвердились: туристы всех возможных национальностей плотно покрывали мраморные полы зала отлета. На табло напротив двух десятков рейсов стоит слово «отменен». Опрос показал, что в ловушку попали все, кто летел с пересадкой в Каире или планировал «денек посмотреть пирамиды». Денег у этих людей уже не было, а банкоматы во всем Египте отключены. 

Офис Египетских авиалиний занял круговую оборону, построив баррикаду из скамеек. Периодически пассажиры штурмуют офис, но вяло, без огонька. И менеджеры без труда отбивают эти атаки. Служащие аэропорта, кажется, довольны - вроде бы на работе, а самой работы нет. Хотя руководству аэропорта надо отдать должное - из города подвозят горячее питание и бесплатно кормят застрявших пассажиров.

Сложность еще в том, что в Каире действует комендантский час с 15.00 до 8.00. И чтобы улететь утром, нужно провести в аэропорту почти сутки. Поговаривали о переносе вечерних и утренних рейсов на более удобное время, а потом их просто отменили - все сразу.

Заслышав нашу русскую речь, к нам бросается колоритная пара. Она - в глухом хиджабе с прорезью для глаз и в джинсах, он - с ярко выраженной славянской внешностью, но в традиционной мусульманской одежде. Мужчина кричит на чистом русском языке: «Посмотрите, что творится, европейцы своих вывезли, американцы своих вывезли, и только в российском посольстве твердят: «Все нормально, все под контролем, самолеты летают». Где они летают?»

…И ХОДЯТ НА ДЕМОНСТРАЦИИ

Но самолеты действительно летали. С площади Свободы мы увидели десяток лайнеров над центром Каира. Это вывозили «потомков европейских колонизаторов».

Похоже, именно из-за эвакуации европейцев и отменили в каирском аэропорту все другие рейсы. Мы   видели автобусы с английскими, шведскими, датскими флажками, они объезжали  отели в центре города и собирали «своих». Процессом руководили сотрудники посольств с ноутбуками, в которых были эвакуационные списки.

Однако есть и туристы, с интересом глазеющие на происходящее. В толпе протестующих глаз частенько выхватывает европейские лица. Некоторые чинно идут в толпе демонстрантов с детьми, не обращая внимания на потенциальную опасность.

«Военные не обучены противостоять народным выступлениям, это не их функция, - поделился мнением с «КП» турист из Австралии Сэм Клиффорд. - Они же должны воевать с внешним врагом, поэтому я не думаю, что мирная демонстрация превратится в кровопролитие». «Мы не стали эвакуироваться, - рассказала нам пара из Испании. - В конце концов не каждый день такое можно увидеть. Нам страшно, но эта толпа как-то завораживает».

РАЗДЕЛИЛИСЬ ПО «СЕКТОРАМ»

Живое море на площади Тахрир действительно завораживает. С каждым часом народу здесь становится примерно на 15 тысяч человек больше. К наступлению комендантского часа мы насчитали приблизительно около 100 тысяч протестующих. Но народ все подходил и подходил, располагаясь уже на близлежащих улицах. На самой площади митингующие делятся по интересам, как на футбольных трибунах. Есть женский сектор, где свои кричалки публике представляют дамы в хиджабах. Есть молодежный сектор - самый веселый и шумный. Завидев журналистов «КП» с видеокамерой, молодежь выстраивается полукругом и энергично, хоть и несколько наигранно, кричит нам в объектив: «Сегодня последний день Мубарака! Мы хотим свободных выборов! Мы хотим достойную работу и достойное образование! Фак, Мубарак!» Тут же, прямо на асфальте, пишут транспаранты: «Нет американизации Египта!», «Долой дьявольский режим!», «Гейм овер, Мубарак!».

В секторе интеллигентов приличного вида взрослый мужчина компенсирует отсутствие звонких молодых голосов мегафоном и колонками. Тут выступают за умеренные изменения: президент пусть уходит, а вот его команда может остаться! А возглавить ее может тот же Эль Барадеи (бывший глава МАГАТЭ. - Авт.).

Над всем этим, сменяя друг друга, кружит то вертолет российского производства Ми-8, то американский «Робинсон». С них прекрасно видно, что на площади даже финику упасть некуда. Толпа спрессована до невозможности - резкий запах пота мы приняли за распыленный слезоточивый газ, и это не пустая метафора.

Но в сотне метров от площади начинаются совершенно безлюдные улицы старого Каира. Только в редких кальянных сидят местные старики. Они настороже и готовы в случае чего броситься по домам. Улицы, ведущие с площади Свободы на юг и юго-запад, выходят точно к президентскому дворцу. Сам дворец темен и мрачен, а прилегающий к нему сквер подозрительно пуст. Лишь на газонах привольно валяются драные каирские кошки. Говорят, их привезли с собой пришедшие со звезд предки фараонов. Между буйствующей толпой на площади и президентом - пугающая пустота с редкими заслонами из немногочисленных военных. Что-то в этом есть символичное...

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Александр ШУМИЛИН, руководитель Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады РАН: «Тунисская искра воспламенила лишь Египет»

- Горючий материал в регионе накапливался на протяжении нескольких десятилетий. Тунисская искра запалила процесс, но не стоит преувеличивать - скорее всего, он ограничится событиями в Египте. Ситуация в этой стране сейчас на пике напряженности, посмотрим, как она разрешится в ближайшее время. В зоне риска, условно говоря, остается только Алжир. Но он уже прошел через это 20 лет назад и находится на новой стадии - там больше отдушин и демократических свобод.

Если говорить о перспективах Хосни Мубарака, то, думаю, он останется в кресле президента до выборов, которые должны пройти нынешней осенью. С уверенностью об этом можно будет говорить через день-два. 82-летний Мубарак должен сделать ставку на правительство национального единства, обеспечить проведение относительно свободных выборов и самому в них не участвовать.

Шансы исламистов на грядущих выборах достаточно высоки: они были запрещенной партией и ранее проходили только как независимые кандидаты, сейчас возможности явно возрастут. В отличие от Туниса в Египте исламистская угроза гораздо сильнее. Вокруг экстремистов группируются темные силы, самые безграмотные слои населения, а массовую базу поддержки создать на таком материале всегда гораздо проще. Полный захват власти - процесс долгий, скорее всего, исламисты войдут в коалицию.

Что касается одного из самых активных на сегодня оппозиционеров - Мохаммеда Эль-Барадеи, то на пост президента он точно не тянет. Это слабый политик для такой сложной страны, как Египет.